Слайд 1
Проект «Красота спасет мир?
Мир спасет красоту?»
Слайд 2
Проблемный вопрос
(вопрос для исследования)
Каким образом в обществе формируется идеал красоты?
Слайд 3
Цели исследования
Каким образом формируется идеал красоты в обществе.
Слайд 4
Что нужно выяснить? (учебные вопросы)
Идеал красоты в доисторический период.
Идеал красоты
в эпоху средневековья.
Идеал красоты в античности.
Слайд 5Ход работы
Получить информацию о теме и целях проекта.
Выбрать группу
для работы в рамках проекта.
Прочитать рассказ
Р. Брэдбери "Улыбка"
Определить рамки исследования в выбранной группе
Объединить собранный материал в группе
Подготовить итоговое выступление в группе
Написать на итоговом занятии эссе
Слайд 6
Результаты проведённого исследования
Идеал красоты в разные исторические эпохи
Слайд 7
Вывод
Для каждой исторической эпохи характерен определенный идеал красоты. Его формирование зависит
от множества внешних факторов.
Слайд 8
Красота́ — эстетическая — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное
— эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.
Слайд 9
Восприятие красоты в искусстве
Слайд 10Афродита, Эрот и Пан
Красота является одной из важнейших категорий культуры. В
своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. (Экле́ктика, также эклекти́зм (др.-греч. (др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п)
Слайд 11Эрот и Психея
Бог любви
Эро́т (Э́рос, др.-греч. Ἔρως, также Эро́с,
Аму́р, у римлян Купидо́н) — бог любви в древнегреческой мифологии) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле
Амур в образе ребёнка (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)
Слайд 12Афроди́та (др.-греч. (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός —
«пена») — в греческой мифологии (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена») — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди
Слайд 13
Пан (др.-греч. (др.-греч. Πάν) — древнегреческий (др.-греч. Πάν) — древнегреческий бог пастушества и
скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.
Слайд 14Хари́ты (др. – греч. Χάριτες от χάρις, «изящество, прелесть») — в древнегреческой
мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Соответствуют римским грациям.
Хариты, как богини изящества, прелести и красоты, были даровательницами вдохновения и приближенными к искусству.
Хариты — копия древнегреческой скульптуры
Слайд 15Герме́с (др. – греч. Ἑρμῆς < Ἑρμέας < Ἑρμείας), который был
известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius) — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.
Гермес — древнегреческая скульптура
Слайд 16Сандро Боттичелли— Рождение Венеры, ок. 1485 (деталь)
Со времён античности понятие
красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения.
Слайд 17Со времён Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле,
но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.
Сократ и молодой Ксенофонт (деталь фрески) РафаэляСократ и молодой Ксенофонт (деталь фрески) Рафаэля «Афинская школаСократ и молодой Ксенофонт (деталь фрески) Рафаэля «Афинская школа» в Ватикан
Слайд 18
АристотелемАристотелем понятие красоты как олицетворения блага, совершенства относилось к сугубо нравственной,
нерассудочной категории.
Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа.
Слайд 19
По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой
мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом его философского творчества.
Афинская школа, фреска Рафаэля Санти
Слайд 20Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плоти́на , где,
в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному.
Слайд 21«Русская красавица». Картина Константина Маковского
(1839—1915).
Восприятие красоты в искусстве
В настоящее
время существует предположение, что наше восприятие красоты — инстинктивное, закрепившееся в памяти человека благодаря множеству предшествующих поколений живых существ с их бессознательным опытом, а также тысячам поколений людей с опытом осознаваемым
Слайд 22«Хельга». Андерс Цорн, 1917
«Купальщица». Огюст Ренуар, 1893
Слайд 24Камиль Рокплан — Девушка с цветами
Противоположностью красоты является безобразие.
Слайд 26
Плодовитость прежде всего
Многочисленные статуэтки из кости и камня эпохи палеолита (300000-12000
до н.э.) представляют собой первые известные изображения женщины. Короткое туловище, лицо без очертаний, гипертрофированные груди, живот, бёдра, крохотные руки и ноги. Всё это свидетельствует о культе плодовитости женщины: красота и выживание тесно связаны между собой в представлениях о первом женском идеале.
Слайд 29
Загадочная дама в капюшоне: тонкие черты лица
Первое известное изображение человеческого
лица – статуэтка из бивня мамонта высотой около 3 см «Дама в капюшоне», найденная во время раскопок при Брассемпуи, датированная 25 000 до н.э. Впервые чётко различимы черты женского лица - дугообразные брови, маленький нос и подбородок. Тонкий женский профиль больше напоминает средневековых красавиц. Голова и шея очерчены волнистыми линиями, долгое время интерпретированными как капюшон. Хотя, вполне возможно, что это изображение заплетенных волос.
Секрет красоты: В доисторическом периоде у женщин были кудрявые волосы, которые они часто заплетали для облегчения ухода за ними.
Слайд 30Античность: идеал молодости и атлетического телосложения
Египетские каноны красоты
Во времена египетской цивилизации
изображения идеальной женщины подчинялись определённым канонам. Среди известных своей красотой женщин того времени выделалась египетская царица начала Нового царства Яхмес-Нефертари, жена своего брата Яхмеса и мать Аменофиса I. Она являлась объектом культа личности и божества: статуи представляют её красивой высокой стройной африканкой атлетического телосложения, с длинными ногами, с округлыми ягодицами и маленькой грудью.
Изображение лица подчинено в египетском искусстве чётким правилам, что можно наблюдать на примере знаменитых бюстов Нефертити. Цвет кожи всегда желтоватый, а не красноватого оттенка, как у изображений мужчин: женщина, следящая за домашним очагом, находится вдали от солнечных лучей. Глаза, часто чрезмерно широко открытые, подчеркнуты линией, предающей выразительность взгляду. И, наконец, идеальная египетская женщина вечно молода.
Секрет красоты: Для увлажнения кожи египтянки использовали масло горького миндаля, салат-латук, тмин или даже лилии.
Слайд 33
Греческая красота: почти мужское тело
Во время архаического периода (VII-VI века до
н.э.) статуи никогда не изображали реальных людей, а воплощали идеал красоты, добродетели, доблести или жертвенности.
Слайд 34
Подобный идеал в большей степени соответствовал юноше. Женщины же изображались задрапированными
в туники, позволяющие видеть очертания их мужеподобного атлетического тела. Красота основывается на гармонии тела, а не на художественном вкусе.
Слайд 35Начиная с V века, статуэтки изображают не только божества и идеалы,
но и реальных людей. А скульптор Пракситель впервые изображает женщину без одежды.
Прототипом его скульптур Афродиты, известных своим эротизмом и женственностью, была Фрине, знаменитая куртизанка того времени.
Слайд 36Секрет красоты: несмотря на то, что идеальной считалась естественная красота, это
не мешало греческим женщинам красить губы красной землёй, наносить шафран на веки и золу на ресницы и брови.
Слайд 37
Средние века: идеал непорочности
Запрет на макияж
В средние века макияж запрещён всемогущей
Церковью, поскольку он искажает божьи создания. Единственный приемлемый цвет – красный цвет целомудрия.
Слайд 38Дева Мария изображалась в основном фигурой, лишённой всякой женственности: римская статуя
представляет её исключительно в качестве поддержки для младенца Иисуса на её руках. Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность, а также богатство и праздность, очень ценится в девушках той эпохи.
Слайд 39Средневековая нимфа
Часто скрытое под широкими одеждами, тело идеальной женщины должно было
соответствовать особым канонам. Женщина должна быть широкоплечей с маленькой упругой грудью, осиной талией, узкими бедрами и округлым животиком. Особое внимание заслуживали молодость и светлые волосы.
Секрет красоты: Женщины наносили на лоб смесь негашёной извести и сульфид мышьяка для избавления от нежелательных волос. Не гнушались даже крови летучих мышей и лягушек, лишь бы не росли волосы на лбу, что придавало особую выразительность взгляду.
Слайд 40Возрождение:
Роскошной женщины должно быть много
Платья щедро открывают плечи и груди, накладные
бедра и животы имитируют полноту. В эпоху Возрождения к женской красоте перестали относиться как к дьявольскому искушению. Каноны изменились.
Слайд 41Рафаэль Санти. Портрет
Мадалены Дони.1506 г.
Во времена правления Катерины Медичи
во Францию ввезли с Востока румяна. Отныне красавицы Французского Двора (а следом и во всем мире) красят сурьмой глаза, ресницы, брови, а губы, ногти и щёки становятся ярко-красными.
Секрет красоты: Чтобы стать блондинками, женщины эпохи Возрождения покрывали волосы смесью шафрана и лимона и оставались под палящим солнцем в шляпах без дна, защищая лицо от загара широкими полями.
Секрет красоты: В XVII веке женщины совсем не мылись: они покрывали кожу толстыми слоями косметики и чистили тело ароматизированными простынями.
Слайд 42XVII век: культ изысканности
Во времена классической эпохи, красота соответствует четким канонам
культа изысканности. Женщины должны иметь молочный цвет лица, тонкую талию, внушительную грудь, немного пухлые руки. Женщины пользуются румянами и помадой, красные щёчки и губы являются символом любви и чувственности.
Чтобы подчеркнуть свою хрупкость и благородное происхождение они даже специально выделяют себе вены. Мадам де Монтеспан полностью воплощает идеал женской красоты той эпохи. Её портреты отражают представления о красоте: беспощадный корсет создаёт осиную талию, грудь подчеркнута глубоким декольте, кожа бледная, а губы ярко красные.
Секрет красоты: чтобы избежать нежелательного загара, красавицы прогуливались с маской на лице, которую держали зубами!
Слайд 43XVIII век: возвращение к естественной красоте
Естественность прежде всего
В эпоху просвещения революционные
идеи затрагивают все сферы жизни, в том числе каноны красоты. После излишества культа изысканности XVII века с его специальными деревянными каркасами для платьев, увеличивающих бёдра и огромными париками, пришло время вернуться к естественной красоте.
Слайд 44Макияж должен быть минимальным, у женщины должны быть мягкие губы и
кожа цвета фарфора. Прически, не смотря на завивку и припудривание, соответствуют стилю «классический беспорядок».
Женщина не олицетворяет больше статичную красоту, затянутую в слишком тесные платья.
Слайд 45
Картины Фрагонара изображают красоту в движении: в естественных позах на лоне
природы женщины задорно веселятся и, во время игры, приоткрывается щиколотка или другая часть тела.
Слайд 46Философское течение
Размышления Руссо очень символичны для XVIII века. Однако автор «Прогулок
одинокого мечтателя» не одинок: с конца XVII века доктор Тронше (Tronchet) призывает женщин придаваться веселым играм на природе в простой одежде, коротких юбках и в обуви без каблука, в то время как Аббат Прево (l'Abbe Prevost) превозносит в своих романах деревенскую красоту, чистую и естественную.
Слайд 47Эта идеализация естественности достигает и парижского Двора. В своем замке Малый
Трианон королева Мария-Антуанетта позирует Элизабет Виже-Лебрен (Elisabeth Vigee-Lebrun) без корсета и без замысловатой прически.
Секрет красоты: В то время модно было приклеивать на лицо мушки (искусственные веснушки и родинки).
Слайд 48XIX век. Между целомудренной женой и болезненной красотой
Буржуазный идеал – маленькая
неженка
После Французской революции никаких напудренных париков, мушек и аристократического красного цвета помады и румян.
Авансцену женского идеала красоты делят два типа: маленькая буржуа и болезненная красавица. В этот период изображения обнажённых женщин полны законченной женственности.
Секрет красоты: в XIX веке макияж почти не используется. Наконец-то начали пользоваться водой для мытья.
Слайд 49Красавица с кругами под глазами
Вторая модель творчества XIX века – это
болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель (Camille Claudel) – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.
Камилла Клодель
Слайд 50У этой красоты болезненная бледность, темные круги под глазами и впалые
щёки. Подобные признаки меланхолии и отчаяния соответствуют образу женщины загадочной, недосягаемой, фантастической. Данный идеал красоты выступает эстетическим манифестом против буржуазной модели.
Секрет красоты: Для придания лицу болезненного оттенка женщины пили уксус и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.
Слайд 51XX век: от девушки-парня до красавицы Мэрилин
Гермафродитская красота
Уже в конце
XIX века Дега (Degas) и Тулуз Лотрек (Toulouse Lautrec) продвигают новый тип красоты: на их картинах полусветские девицы приоткрывают свои формы в кабаре из-под вороха юбок или во время своего утреннего туалета. Буржуа, затянутая в корсет и с постоянным недомоганием, уступила место стройной свободной женщине с крепким здоровьем.
Слайд 52В 20-е годы господствует мода девушки-парня: коротко стриженые волосы, непринуждённая, в
короткой юбочке - вот новый идеал гермафродитской красоты. Бёдра и живот должны быть плоскими, грудь маленькой, а платья по колено без рукавов должны выставлять напоказ достаточно мускулистые руки и стройные ноги.
Слайд 53Полвека трансформаций
От женщины чувственной…
Внушительная грудь, пухлые губы, особая чувственность… После
Второй Мировой войны худоба считается признаком плохого здоровья. Голливуд, всемогущая фабрика грёз, создаёт новый женский идеал: сексуальная блондинка а-ля Мэрилин Монро. Знаменитая актриса, начав свою карьеру, позируя обнажённой для календарей, стала символом красоты. Платиновая блондинка, воплощение чистоты и сексуальности, страстности и детской наивности.
Слайд 54Кино продолжает создавать образ женщины. С широких экранов сходят молодые звёзды
с пышными формами: Сильвана Мангано (Silvana Mangano), Софи Лорэн (Sophia Loren), Лиз Тэйлор (Liz Taylor) и Джина Лоллобрижида (Gina Lollobrigida). В рекламе также преобладают однотипные красотки: чувственные женственные тела пышут здоровьем и достатком. Бледность осталась в прошлом, загорелое лицо свидетельствует о спортивной жизни на свежем воздухе.
Слайд 55
Что такое красота?
И как почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, неясное, но
понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира?
Слайд 56
А. А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни,
которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъема:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Попробуем разобраться в этом, опираясь на опыт великой русской литературы.
Прежде всего, красоту русские поэты видели в природе.
Красота у А. А. Фета — это упоение радостью жизни, праздник и одновременно тайна.
Слайд 57
Для Ф. И. Тютчева природа — тоже одушевленное, разумное существо:
В ней
есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Красота для него — в бесконечном движении, во внутренней музыке мира, в согласии мировых сил:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Слайд 58
Но красота — это не только природа, но и человек. В
чем же красота человеческая?
Вспоминая стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». В нем говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой — «напоминает лягушонка», как пишет поэт.
Слайд 59
Но эта некрасивость становится незаметной, когда она радуется чужой радости, когда
ее чувства настолько сильны, что изменяют ее внешность. «Младенческая грация души» и есть то единство внешнего и внутреннего, тот внутренний огонь, который переплавит любые страдания в радость.
Слайд 60
И потому Н. Заболоцкий делает вывод:
А если это так, то,
что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Слайд 61
На мой взгляд, красота — это гармония. Гармония во всем: во
внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают на нее внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасет мир»!
Слайд 63Босх, Сад земных наслаждений, деталь
Безобра́зное — категория из области эстетики — категория из
области эстетики, противопоставляемая прекрасному — категория из области эстетики, противопоставляемая прекрасному. Также является соотносительной с категорией прекрасное — категория из области эстетики, противопоставляемая прекрасному. Также является соотносительной с категорией прекрасное. Безобразное определяется как проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия — категория из области эстетики, противопоставляемая прекрасному. Также является соотносительной с категорией прекрасное. Безобразное определяется как проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия. Само по себе слово «безобразное» означает «отсутствие образа», то есть нечто хаотичное и бесформенное: психологическое понятие, производное от деструкции — категория из области эстетики, противопоставляемая прекрасному. Также является соотносительной с категорией прекрасное. Безобразное определяется как проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия. Само по себе слово «безобразное» означает «отсутствие образа», то есть нечто хаотичное и бесформенное: психологическое понятие, производное от деструкции или инстинкта смерти.