Презентация, доклад для учителей ОБЖ на методическом объединении

Содержание

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа

Слайд 1


Слайд 2
«Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей»

Д.Пойа

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»

Слайд 3Технологии и методики

Какая разница между методикой и технологией?
( по В.И.Загвязинскому)
Методика

обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.
Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.
Технологии и методикиКакая разница между методикой и технологией?( по В.И.Загвязинскому) Методика обучения – совокупность методов и приемов,

Слайд 4Методики обучения
Классические отечественные методики - Система обучения М.В.Ломоносова - Свободная школа Л.Н.Толстого -

Дидактика П.Ф.Каптерева - Система обучения С.Т.Шацкого - Система обучения А.С.Макаренко - Методика А.Г.Ривина Инновационные методики обучения - Программированное обучение - Развивающее обучение - Проблемное обучение - Эвристическое обучение - Природосообразное обучение - Личностно-ориентированное обучение - Продуктивное обучение

Методики авторских школ - Методика Шаталова - Методика "погружения" - Школа свободного развития -Русская школа -Школа диалога культур -Методологический колледж -Школа самоопределения Зарубежные методики - Система Сократа - Новая школа С.Френе - Система М.Монтессори - Вальдорфская школа - Школа завтрашнего дня (Д.Ховард) - Дальтон-план и другие системы обучения

(А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и методикам)

Методики обученияКлассические отечественные методики  - Система обучения М.В.Ломоносова - Свободная школа Л.Н.Толстого - Дидактика П.Ф.Каптерева -

Слайд 5Современные педагогические технологии
Информационно
коммуникацион-ная
Здоровьесбе-регающая
Разноуровневое обучение
Игровая
Групповая
Проектная
Проблемное обучение


технология

?%

?%

?%

?%

?%

?%

Развивающее
обучение

?%

Современные педагогические технологииИнформационнокоммуникацион-ная Здоровьесбе-регающая Разноуровневое обучение Игровая Групповая Проектная Проблемное обучение технология?%?%?%?%?%?%Развивающее обучение?%

Слайд 6 Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.

Методы обучения — это способы

взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
(Ю. К. Бабанский).

Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
(И. Ф. Харламов).
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности

Слайд 7«Методы, используемые в учебной

деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения».
В.А. Сухомлинский


«Методы, используемые в учебной         деятельности, должны вызывать

Слайд 8Требования к методам обучения
Научность методов.
Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития

школьников.
Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Требования к методам обученияНаучность методов.Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Результативность метода обучения, его направленность

Слайд 9Выбор методов обучения зависит:

От общих и конкретных целей обучения; содержания материала

конкретного урока.
От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
От уровня подготовленности учащихся.
От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.


Выбор методов обучения зависит:От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.

Слайд 10Особенности современного урока

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Создается доброжелательная атмосфера.
Формируется высокий уровень мотивации.
Придаётся большое значение способам учебной
работы.
Уделяется специальное внимание развитию у
учащихся умений самостоятельной познавательной
деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

Особенности современного урока            Современный урок -

Слайд 11 Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность

в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.

Учитель – консультант, наставник, партнер.

Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый

Слайд 12Особенности современных методов обучения
Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления.
Метод

должен обязательно соответствовать цели урока.
Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
Каждый метод имеет своё предметное содержание.
Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.
(По Левиной М.М.)
Особенности современных методов обученияМетод-это не сама деятельность, а способ её осуществления.Метод должен обязательно соответствовать цели урока.Метод не

Слайд 13 Методы интерактивного
обучения.
Карусель.

Дерево
решений.

Аквариум.

Незаконченное
предложение.

Гражданские
слушания.
Мозговой
штурм
Дискуссия.

Дебаты.

Займи
позицию
Ролевая
(деловая) игра.
Суд от


своего имени
Методы интерактивного обучения.Карусель.Дерево решений.Аквариум.Незаконченное предложение.Гражданскиеслушания.Мозговой штурмДискуссия.Дебаты.Займи позициюРолевая (деловая) игра.Суд от своего имени

Слайд 15 Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на

различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.
Наиболее продуктивными считаю:
Игровые формы;
Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
Организация самостоятельной деятельности учащихся;
Создание конкретных ситуаций, их анализ;
Постановка вопросов, активизирующих диалог.
Проблемное обучение.

Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.
Л.Н.Толстой.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные

Слайд 16Игра
«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».

С. Френе Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

На уроках ОБЖ для развития активности и внимания, провожу устный тест с элементами игры или моделирование ситуации
Игра«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».

Слайд 17Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для

участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.


Пары и группы  Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах

Слайд 18Проблемные методы.
Не от знания к проблеме,

а от проблемы к знанию.

Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.


Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.


Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.


Проблемные задания-задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.
Проблемные методы.Не от знания к проблеме,

Слайд 19Метод проектов
Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий

детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.
Метод проектов  Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется

Слайд 20Основные этапы проектной деятельности
- Выбор темы проекта.
- Работа с разными источниками.
-

Выбор формы предъявления проекта.
- Работа над проектом.
- Оформление результатов.
- Защита проектов.
Подведение итогов.

В конце работы ученик должен ответить на вопросы:
Выполнил ли я то, что задумал?
Что было сделано хорошо?
Что было сделано плохо?
Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

Основные этапы проектной деятельности- Выбор темы проекта.- Работа с разными источниками.- Выбор формы предъявления проекта.- Работа над

Слайд 21Метод дискуссии
Где человек творец – там он субъект.

Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

Метод дискуссииГде человек творец – там он субъект.

Слайд 22ИКТ
Применение ИКТ учителями ОБЖ в образовательном процессе позволяет:
развивать

у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

ИКТ  Применение ИКТ учителями ОБЖ в образовательном процессе позволяет: развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие

Слайд 23Метод незаконченного рассказа
Использую в основном на уроках ОБЖ, когда

зачитываю отрывок из произведения или читают дети. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».
В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются вопросы, побуждающие к критическому мышлению.
Что заставило героя поступить именно так?
Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.





Что будет дальше?
Чем закончится рассказ?
Как будут развиваться события после финала?

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Метод незаконченного рассказа  Использую в основном на уроках ОБЖ, когда зачитываю отрывок из произведения или читают

Слайд 24Методы начала урока
«Улыбнемся друг другу».
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг

другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
«Приветствие».
Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.
Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы начала урока«Улыбнемся друг другу».Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что

Слайд 25Методы выяснения целей
«Знаем – не знаем» 8-11 кл

Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.
«Цветочная поляна» на 8кл.
Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений.
Методы выяснения целей«Знаем – не знаем» 8-11 кл    Цели использования метода - результаты применения

Слайд 26Методы подведения итогов
«Воздушные шарики» и «Ладошки»
Позволяют эффективно, грамотно

и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
«Ромашка»
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.


Методы подведения итогов  «Воздушные шарики» и «Ладошки» Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести

Слайд 27 «Итоговый круг»
На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною

новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».
Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.


«Итоговый круг»На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе

Слайд 28Методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу,

вспомните о восстанавливающей силе релаксации!
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
«Веселый мяч».
«Физминутки для глаз».


Методы релаксации  Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод

Слайд 29Мозговой штурм, блиц-опрос, аквариум

Мозговой штурм, блиц-опрос, аквариум

Слайд 30ОБЖ и профессии - тренинг

ОБЖ и профессии - тренинг

Слайд 31Дидактические игры

Дидактические игры

Слайд 32Библиотечные уроки и беседы со студентами- волонтерами ТНУ

Библиотечные уроки и беседы со студентами- волонтерами ТНУ

Слайд 33Турниры от 5х до 11 классов

Турниры от 5х до 11 классов

Слайд 34«Суд над никотином и алкоголем» «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»

«Суд над никотином и алкоголем» «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»

Слайд 35Защита проектных работ

Защита проектных работ

Слайд 36Вывод
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно

не упускать случая сделать их немного занимательными»
Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения:
позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
способствуют лучшему усвоению знаний;
вызывают интерес к познанию;
формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.


Вывод «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно        не

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть