Слайд 1Презентация на тему: «Громкие чтения»
Слайд 2«Громкое чтение – форма устной пропаганды литературы – чтение вслух текста
произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного».
Слайд 3Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между
взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален). Громкие чтения дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, дают возможность слушателям и читающему посмаковать вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы, в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Слайд 4 Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять прочитанное,
или, как говорит Чаусова С.: «научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».
Слайд 5Главная задача громкого чтения – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.
С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Слайд 6В МБОУ отдела образования Красногвардейской РГА существует такая форма контроля как
«Анализ навыков чтения». В таблице указаны графы:
темп чтения;
способ чтения (по слогам, целыми словами);
правильность ударения;
выразительность чтения (соблюдает логическое ударение, паузы, тон, темп; монотонность)
умение (выделяет главную мысль)
Слайд 7Какова же в этом процессе роль библиотекаря?
Он организует встречу ребёнка и
книги, обучает его языку, на котором с ним говорит автор, приучает слушающего вкладывать в процесс чтения-общения все имеющиеся у него на данный момент силы и знания и всё время контролировать себя: слышу ли, что мне говорят и как мне говорят, представляю ли, понимаю ли? При этом надо иметь в виду, что библиотекарь не должен занимать авторитарную позицию, т.е. он не обязательно является носителем правильной, единственно возможной версии. Библиотекарь должен стремиться обнаружить уникальность и незаменимость точки зрения каждого ребёнка, он разрабатывает и углубляет читательские версии ребят.
Слайд 8Дети и библиотекарь должны выступать как реальные герои и соавторы этого
мероприятия.
Для плодотворной встречи необходима подготовка, которая включает в себя:
– выбор книги для чтения; определение художественной значимости литературного произведения;
– подготовку к выразительному чтению;
– составление вопросов для обсуждения
прочитанного, творческих заданий,
объяснения малопонятных слов и
выражений.
Слайд 9Как отобрать книги для чтения?
Вот что на этот вопрос отвечают специалисты.
Нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные детям определённого возраста и уровня подготовки, причём это должно быть не произвольное множество книг, а дидактически выверенная система детских книг.
При выборе произведения необходимо руководствоваться принципами:
· произведение должно соответствовать возрасту слушателей;
· тест должен иметь актуальное для детей содержание, чтобы вызывать эмоциональное переживание, стремление поразмышлять;
· произведение должно быть малой повествовательной формой – рассказ или маленькая повесть, делящаяся на небольшие главы, которые можно прочитать и обсудить за ограниченное время
(для дошкольников и первоклассников —
не более 20-25 минут).
В то же время, чтение отрывка может
иметь прогностический характер
(особенно для ребят постарше)
Слайд 10Наилучших результатов мы достигнем, если книги, выбранные для совместного чтения, вызывают
интерес и понимание у самих учащихся и способны разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником и во что бы то ни стало научиться слышать и понимать именно его.
Книги должны не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственные качества, но и по возможности ограждать от тех переживаний и трудностей, которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно и которые отрицательно влияют на формирование их личности, ломают, ожесточают их души, убивают веру в силу доброго поступка, слова, в высшую справедливость и истину. Но грустное – тоже необходимо для детского сердца. Эти слёзы детские – не травма, это сердце живое за другое сердце боль чует. Это живительно, это нужно. Первое, чему надо научить ребёнка, – сочувствие. У А. Алексина в рассказе «Третий в пятом ряду» есть такие слова: «Дети должны уметь плакать не только тогда, когда расшибают коленку, но и когда коленка болит у кого-то другого». Герои детских книг учат слушателей и читателей сопереживать.
Наша задача – помочь детям не только испытать те или иные эмоции, но и поразмышлять: какие чувства испытывает герой и почему именно такие?
Слайд 11Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение – прежде всего
правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст и исключающее внешний эффект, театральность. К чтению надо готовиться заранее: знать текст и читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам книги.
Слайд 12Но вот ещё одно мнение: «Не играйте с детьми понарошку. Не
читайте как взрослый с высоты своего возраста. Не проводите мероприятия. Читайте по-всамделишному, как будто и сами как в первый раз, как в шесть лет… с изумлением. Мы же актёры высокой пробы, но дети всё равно талантливее нас. И фальшь чувствуют тут же. И не прощают. Не верят. И если там умерла собака, а вы улыбаетесь, то вы и есть главный злодей и чужой взрослый». Так считает Л. Воронова.
Слайд 13Громкие чтения в ДУЗ «Яблочко»
«В гостях у сказки»
Слайд 14В рамках литературного праздника «Чудесный мир Бианки»,
посвященного 125 годовщине со дня
рождения писателя-натуралиста
прошла акция «Громкие чтения рассказов В. Бианки»
для учащихся 1 – 4 классов
(«Хитрый Лис и умная Уточка», «Мышонок Пик», «Купание медвежат», «Хвосты», «Сова» и др.)
Слайд 15Громкие чтения стихотворений А.Л. Барто.
Мастер-класс.
Слайд 16Громкое чтение (до 30 минут)
Прогнозирование (после слов: «Куда хочешь
убирай эту
обезьянку или сажай ее в клетку. А
чтоб по всей квартире эта сатана не носилась»
задать вопрос: как вы думаете отдаст мальчик
Яшку или нет?
3. Объяснение малоизвестных слов
(полуаршин, внакладку, вприкуску,
шинель, барахтаться, оплеухи, дичиться,
перья, чернила, вавилоны, портсигар,
стамеска и др.)
4. Обсуждение:
Хорошо ли относились люди к обезьянке?
Как вы думаете, почему Яшка становился грустным?
Как вел себя Яшка по отношению к другим животным во дворе?
Что вы видите неправильного в отношении людей к Яшке?
Как бы вы поступили на месте мальчика- главного героя
Слайд 17Живая классика
Муниципальный этап: I место в средней возрастной категории
Кучервей Богдан, 7 класс(фото слева)
I место в старшей возрастной категории
Григорчук Николай, 10 класс (фото справа)
Слайд 18Нет наслаждения книгой –
нет чтения, нет читателя.
Безучастное перелистывание страниц,
холодное наблюдение за
происходящим
в книге – это не чтение.
Любование искусством писателя, поэта,
смакование слова и сочетания слов,
восторг по поводу удачного выражения,
изумление перед мастерством изображения
и описания, волнение, вызванное
глубиной мысли, – вот чтение.
Симон Соловейчик
У С. Чаусовой есть статья «Громкое чтение как форма воспитания
вдумчивого читателя»
Слайд 19Дорогие коллеги!
От всей души желаю вам преданных, настоящих, искренних читателей, для
которых книга –
настоящий друг!!!
Ваша Елена Коваленко
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!