Педагогический совет
Тема: Приоритетные направления школьной образовательной политики:
инклюзивное образование, введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цель: повышение уровня профессиональных знаний и компетенций педагогов по освоению основных понятий и требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Задачи :
1. Изучить основные положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
2. Проанализировать условия введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в МАОУ СОШ № 132.
3. Определить основные направления работы педагогического коллектива МАОУ СОШ № 132 для эффективного внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Слайд 2
Инклюзивное образование, введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Зам.директора по УД
Л.М.Шевцова
Слайд 3
ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ».
Статья 79. Организация получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья.
1.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Слайд 5Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ
Министерства образования и науки РФ
№ 1598 от 19 декабря 2014 года
Приказ
Министерства образования и науки РФ
№ 1599 от 19 декабря 2014 года
Слайд 6Нормативно-правовая основа ФГОС ОВЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ
от 19 декабря 2014 года N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Слайд 7Нормативно-правовая основа ФГОС ОВЗ
ФГОС ОВЗ применяется к правоотношениям, возникшим с 1
сентября 2016 года;
обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» вступает в действие с 1 сентября 2016 года
Слайд 8Назначение ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Гарантировать каждому ребенку с
ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
степени тяжести нарушения психического развития,
способности к освоению цензового уровня образования,
вида учебного заведения,
региона проживания.
Слайд 9Особенности ФГОС НОО ОВЗ
1. Вариативность ( 4 варианта программ в соответствии
с интеллектуальным уровнем развития ребёнка).
2. Тьюторское сопровождение ( по рекомендации ПМПК).
3. Индивидуальный подход и адресность коррекционной помощи(реализация ИПРА).
4. Внеурочная деятельность (направлена на социализацию детей с ОВЗ).
Слайд 11Категория детей с ОВЗ
Варианты ФГОС для детей с ОВЗ
Слайд 12ФГОС ОВЗ
Дифференциация уровней и вариантов
Требования к структуре основных образовательных программ
Требования к
условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Требования к результатам начального школьного образования детей с ОВЗ / результатам освоения основной образовательной программы
Требования конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
Слайд 13Требования к структуре АООП
Программа включает три основных раздела:
целевой
содержательный
организационный,
в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений
Включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется в зависимости от варианта АООП и составляет : 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%. АООП НОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Слайд 14Компоненты структуры АООП
Шесть основных областей образования:
Русский язык и литературное чтение
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
Искусство
Физическая культура
Технология
Включение в каждую содержательную область двух компонентов : академического и формирования жизненной компетенции
Варьирование соотношения компонентов в разных вариантах ОП
Слайд 16Требования к содержанию основных образовательных программ
Компоненты жизненной компетенции и академических знаний
отражены в:
учебных программах
программах внеурочной деятельности
программе
коррекционной
работы
Слайд 17Академический компонент
Накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и
будущем
Самостоятельный выбор ЗУНов для личного, профессионального и социального развития
Ориентация на зону ближайшего развития (сознательное разумное превышение актуальных возможностей и потребностей ребенка)
Слайд 18Компонент жизненной компетенции
Овладение ЗУН, необходимыми для обыденной жизни.
Ориентирован на развитие отношений
с окружающим в настоящем.
Движущей силой развития жизненной компетенции является интеграция в более сложное социальное окружение.
Роль и наполнение компонента варьирует в зависимости от уровня осваиваемого ФГОС.
Слайд 19Компоненты структуры
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на
обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая на личные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.
Слайд 20 Четыре варианта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального
школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
4 варианта АООП начального образования детей с ОВЗ
Слайд 21Соотношение содержательных компонентов стандарта
Слайд 221 вариант -цензовый уровень
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню
с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта ФГОС. (учеба: 1-4 (4 года), 5-9 (5 лет), 10-11 (2 года) классы, на выходе - аттестат
Слайд 232 вариант -цензовый
Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в
среде сверстников со сходными проблемами здоровья.
Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях.
Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
(учеба: 1-4 (5 года), 5-9 (6 лет), 10-11 (3 года) классы, на выходе - аттестат
Слайд 243 уровень – нецензовое
Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде
сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции».
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах. Выдаётся удостоверение
Слайд 254 уровень - нецензовый
Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка
При значительной
редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа.
Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.
Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Выдаётся справка.
Слайд 26Кто определяет вариант ОП
Определение варианта осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных
по результатам его комплексного обследования ребёнка с ОВЗ. При этом согласно части 3 статьи 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК формы получения образования и формы обучения, организации, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией.
Слайд 27Требования к результатам освоения ОП
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов.
Описание ожидаемых результатов должно включать результаты «академической» и «жизненной компетенции»:
Что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования;
Что из полученных знаний он может и должен применять на практике;
Насколько активно, адекватно и самостоятельно
он их применяет.
Слайд 28Создание нормативно-правовой базы
Кадровое обеспечение
Информационное
обеспечение
Финансово - экономическое
Направления работы в рамках введения ФГОС
для детей с ОВЗ
Организационное
Материально-техническое
Слайд 29Подготовка кадров
В инклюзивном классе, где находятся дети с ОВЗ, должны работать
учителя и воспитатели, прошедшие специальную подготовку, а также специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог.
Прошли курсовую подготовку- 7 педагогов НО
Слайд 30Создание условий для введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Нормативно-правовое, методическое и
аналитическое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ;
Финансово-экономическое обеспечение введения и реализации ФГОС ОВЗ;
Организационное обеспечение введения и реализации ФГОС ОВЗ;
Кадровое обеспечение введения и реализации ФГОС ОВЗ;
Информационное обеспечение введения и реализации ФГОС ОВЗ;
Материально-техническое обеспечение введения и реализации ФГОС ОВЗ.
Слайд 31Проблемы введения ФГОС обучающихся с ОВЗ
проблема недостаточности материально-технической базы, финансового обеспечения;
нехватка узких специалистов;
наличие у детей с ОВЗ проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых;
- обеспечение организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, программами для работы с детьми с ОВЗ;
отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса;
- при введении ребёнка с ОВЗ в образовательную среду необходимо его сопровождение или тьюторство;
проблема подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ;
- другие (несвоевременное выявление детей с ОВЗ, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ, проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ в образовательной среде и др.).
Слайд 32Дидактический синквейн
Первая строка – тема синквейна, одно существительное, выражающее главную тему;
Вторая
строка – два прилагательных или причастия, которые выражают главную мысль ;
Третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях в рамках темытемы;
Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме. (ассоциация с первым словом).
Слайд 33СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Желаем вам преодолеть все трудности на
пути освоения ФГОС ОВЗ!