Слайд 1Интонационная выразительность речи и ее развитие у детей.
Кабанова Лариса Николаевна, учитель-логопед
МАДОУ «ДДС № 13»
Слайд 2Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку
малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Слайд 3Речь – чудный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Интонация способствует более точной передачи мысли. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребенку в его повседневной жизни.
Слайд 4Бернард Шоу когда-то сказал замечательную вещь: «Существует 50 способов сказать "да",
столько же вариантов сказать "нет". Но есть только один способ это записать».
Здесь речь идет об интонации. Ведь с ее помощью можно не просто выразить мысль, но и передать свое отношение к сказанному. Что такое интонация? Почему она так необходима?
Слайд 5Интонация играет важную роль в речи. т. к она помогает выразить
твоё настроение, твое отношение к человеку, твои потребности.
Например: если речь идет о радостном событии -ты должен произнести его с восклицанием, если произнесешь иначе, то люди просто не так поймут тебя и посчитают, что это не радостное событие, а наоборот ...
Слайд 7Попробуй произнеси…
Ваня приехал во вторник.
Ваня приехал во вторник.
Ваня приехал во вторник.
Ваня
приехал во вторник.
Ваня приехал во вторник?
Ваня приехал во вторник?
Ваня приехал во вторник?
Слайд 8Что такое интонация???
Интонация- сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность,
темп, тембр и логическое ударение, служащий (комплекс) на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
(Понятийно-терминологический словарь логопеда)
Слайд 9Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых
связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др.
Интенсивность – это сила голоса. Силой голоса выражается эмоциональное состояние говорящего: испуг, радость, горе и т.д. Чувство испуга, радости обычно выражается сильным голосом, а горестное чувство – слабым.
Темп речи – это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп – торжественной.
Паузы – это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.
Слайд 10Интонация - совокупность ритмомелодических компонентов речи, служащая средством выражения синтаксических значений
и эмоционально - экспрессивной окраски высказывания.
Краткий словарь лингвистических терминов
Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.
(Википедия)
Слайд 11Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических
значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обязательным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.
Слайд 12Интонация – это изменение силы, темпа и тона речи. Другими словами,
это варьирование звучания голоса. Основные виды интонации таковы: повествовательная, восклицательная и вопросительная. Для первого варианта характерно ровное и спокойное произношение, но последний слог проговаривается чуть ниже остальных. Например, фраза «Ты взял билет в Москву» просто констатирует факт.
Слайд 13Интонация
В переводе с латинского – «громко произносить».
Просодика- высота, длительность, сила голоса.
повышение/понижение
основного тона, расстановка ударений, ускорение или замедление речи…
Слайд 14Зачем изменять интонацию?
Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно
им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, даже вызвать слезу. А самое главное — побудить к действию.
Слайд 15Речь, даже очень содержательная, но безо всяких изменений интонации, похожа на
работу печатной машинки, которая в одинаковом темпе чеканит буквы.
Идеально, чтобы звучание голоса напоминало мелодичную игру на музыкальном инструменте.
Слайд 16В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает
с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.
Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.
Слайд 17Молчите…
Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для
смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д.
Например, ЗДРАВСТВУЙТЕ…
Слайд 19Особенности
Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными
выразительными интонациями.
Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способы голосоподачи окружающих их взрослых.
Слайд 20У дошкольников выразительность речи развивается в подражании взрослому, его способности интонировать,
выражать мысль с помощью голоса.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком устной речи, становления и развития всех сторон речи. Особый пласт образовательной работы связан с развитием у детей умения пользоваться интонацией – строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только значение, но и эмоциональный «заряд».
Слайд 21Обучение детей
Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность
детской речи. Обучение правильному и интонационному оформлению высказывания с помощью мимики, жестов; ритмическом речевом материале, где присутствуют яркие образы, отношение ребенка к событию, отраженному в тексте. Активно развивается выразительность речи при свободном, естественном пересказывании, не отягощенном ситуацией контроля и оценивания со стороны взрослого, тем не менее, положительная оценка взрослым речевых высказываний ребенка чрезвычайно важна как дополнительный стимул к выразительной речи. Работа по развитию интонационной выразительности речи детей обширна и многогранна.
Слайд 22Развитие интонации у детей
Игры с раннего возраста (сорока – ворона…)
Стихи
А.Л.Барто (Мишка-косолапый…, Идет бычок-качается… Уронили мишку на пол…Зайку бросила хозяйка…
Что такое хорошо,.. (В.Маяковский)
Сказки («Колобок», «Теремок»… ) и др.
Слайд 29Средний и старший дошкольный возраст
Игры – драматизации
Знакомство с произведениями искусства
Театрализованные игры
Диски
с записями художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов.
Сюжетные и предметные картинки.
Слайд 31Успехов!
Научив детей правильно использовать интонацию в своей речи, вы обеспечите их
успешное общение в обществе!