Слайд 1Рекомендации при работе с детьми с ОВЗ
МОБУ «ООШ № 5»
Педагог-психолог Беляева
Ю.Е.
Социальный педагог Готфрид А.А.
Слайд 2Новый ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассматривает родителей как
равноправных участников образовательных отношений.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй.
1 Задача: психологическая помощь семье, выстраивается на основе результатов психологической диагностики семьи.
(Планируемые мероприятия: тренинги, психокоррекционные занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации.)
2 Задача: педагогическое просвещение родителей через повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Воспитание ребенка в семье носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о болезни ребенка.
(Планируемые мероприятия: индивидуальные консультации со специалистами, тематические семинары.)
Слайд 3 3 Задача: убеждение родителей в необходимости участия в разработке и реализации
специальной индивидуальной программы развития в интересах ребёнка.
(Планируемые мероприятия: договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией, участие в разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (при необходимости)
4 Задача: обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации.
(Планируемые мероприятия: посещение родителями уроков, занятий, домашнее визитирование, ведение дневника наблюдений, консультирование по предметной деятельности и др.)
5 Задача: обмен информацией о ребенке.
(Планируемые мероприятия: информирование электронными средствами, личные беседы, встречи, просмотр и обсуждение видеозаписей с ребёнком)
6 Задача: организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
(Планируемые мероприятия: привлечение родителей к планированию мероприятий, анонсы запланированных мероприятий, поощрение активных родителей.)
Слайд 4Рекомендации родителям
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям.
Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания и развития, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации. Родителям необходимо побуждать и приучать ребенка действовать сначала совместно, а затем самостоятельно. Все предлагаемые к выполнению задания рекомендуется комментировать простой инструкцией, понятной для ребенка.
Слайд 5 На начальном этапе обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта важно
акцентировать внимание близких взрослых на создании следующих условий для коррекционно-педагогическогих занятий с ним:
- организация и соблюдение взрослыми режима дня ребенка;
- организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек, школьных принадлежностей в соответствии с уровнем развития ребенка);
- формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая его уровень развития и возрастные особенности;
- включение близких взрослых в ход занятия.
Слайд 6Двадцать советов по воспитанию и развитию особого ребенка
1. Никогда не жалейте
ребенка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио, ни компьютер не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Саморазвивайтесь.
Слайд 7 13. Общайтесь с семьями, где есть дети с нарушением интеллекта. Передавайте
свой опыт и перенимайте чужой.
14. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
15. В конце каждого задания, игры или упражнения важно похвалить его, обнять, поцеловать.
16. Родителям рекомендуется отрабатывать и закреплять полученные ребенком на занятиях навыки и знания дома.
17. Родителям можно оформить дневник наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком. В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и психологом, отмечаются задания на дом, фиксируются наблюдения матери за действиями ребенка, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к психологу, педагогу.
18. Заведите фотоальбом приемного ребенка, в котором будут размещаться его фотографии и близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляет; ребенок ест, катает машину и т. д.).
Слайд 8Приёмы коррекции и развития
эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Одной из наиболее
сложных школьных проблем является эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность детей. А для школьников с нарушением эмоционально-волевой сферы эмоциональная незрелость - характерная черта.
Она проявляется в резкой смене настроений и эмоций. У некоторых детей наблюдается боязливость, пониженный фон настроения, эмоциональные срывы при выполнении учебных заданий, повышенная чувствительность к замечаниям, возбудимость, агрессивность. У других детей напротив, преобладает немотивированная весёлость и жизнерадостность.
Такие состояния обусловлены:
- медико-биологическими причинами
- социально-психологическими факторами.
Слайд 9Медико-биологические причины
В первом случае имеют место особенности нейродинамики ребенка: психомоторная заторможенность
или расторможенность. Здесь могут помочь в первую очередь узкие специалисты: невропатологи, психиатры, психологи, дефектологи. Задача учителя своевременно направить такого ребёнка к ним.
Педагог с таким ребёнком работает по принципу: «Не навреди!», т.е. не использует действия, провоцирующие напряжение, агрессию и аффект. К ним относятся:
повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты;
сарказм, насмешки;
оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность и т.п.);
использование физической силы;
втягивание в конфликт других людей;
настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди;
угрозы или наказания;
оправдания, защита;
обобщения типа: «Все вы одинаковые»;
придирки;
сравнения с другими детьми;
команды, жёсткие требования, давления;
передразнивания.
Слайд 10Социально-психологические факторы
Они связаны с неправильными условиями воспитания в семье, с реакцией
ребенка на школьные трудности, недостатком эмоционального самоконтроля (подавление эмоций или их спонтанное проявление).
Когда ребенок не знает, как справиться со своими эмоциями, а сердиться ему зачастую запрещено, он выводит из себя взрослых, делает всё наоборот.
Помощь учителя: Научить ребёнка распознавать свои эмоции и проявлять их в адекватной форме.
Слайд 11Рекомендации педагогам
Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное
переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.
Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
Не требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
Слайд 12В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения,
инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
Слайд 13Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную
возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.