Слайд 1Библиотека
МБОУ Шушенской СОШ № 8
Слайд 3
Инструкция 1
КАК ПЕРЕЛИСТЫВАЮТ КНИГУ
НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Её кладут
на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу. Рабочий палец – большой. Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отводят назад, и лист сам ложится другой стороной – новая страница открыта.
Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку.
ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО, БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ.
Слайд 4
Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно
перелистывать очень быстро. Держа на ладони левой руки, её листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их – они по одному переворачиваются. Просматривая книгу с начала, действуют правой рукой, с конца – левой.
ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ, ЛЕГКО РВУЩИЕСЯ, ТЯЖЕЛЫЕ, ТОЛСТЫЕ, С ТУГИМИ КОРЕШКАМИ КНИГИ КЛАДУТ НА СТОЛ или СТАВЯТ НА ПЮПИТР, если таковой имеется.
Слайд 5
НЕЛЬЗЯ:
- прикасаться к книге мокрыми руками,
- перелистывать её с ручкой в
руке,
- делать резкие движения с силой,
- переворачивать страницы за уголок.
Слайд 6
Инструкция 2
ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ – девиз истинного книголюба
ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО –
ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО. ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:
Берет сухими и чистыми руками
Раскрывает, не повредив корешка
Перелистывает, легко прикасаясь к страницам
Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки
Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками
Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом
Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком
Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником
Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
Текст, который ещё понадобится, выписывает или конспектирует
Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
Закончив чтение, кладет книгу на место
Хранит на книжных полках или в шкафах
Переносит в чистых портфелях и пакетах
Слайд 7
КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ!
КНИГОЛЮБ – ПОЧИТАТЕЛЬ И
ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ.
Любя её, он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь несовместимы, и он заботится о её чистоте.
Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться.
Присмотрись, и ты увидишь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих.
Девиз истинного книголюба – ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ!
Слайд 8
Инструкция 3
КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ
В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!
Но
ты сможешь читать:
- именно те, которые тебе по душе,
- как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,
- только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,
- наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.
ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО
Слайд 9
Как же правильно? Вот как:
прежде чем приступить к поиску, постарайся в
мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждёшь от неё, то есть подумай о цели своего чтения.
Например, очень часто людям хочется с помощью книги:
- поднять себе настроение,
- разобраться в сложной ситуации,
- оценить уровень своих знаний,
- понять другого человека,
- сопоставить точки зрения,
- отлично выполнить задание.
Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
Слайд 10
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА – ИСПОЛЬЗУЙ
ИХ!
Слайд 11
О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Представь: два читателя хотят взять книгу на
одну тему – о собаках.
Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на неё указал.
Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом успеха? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: «Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме – хочу устроить своему щенку удобное жилье».
Слайд 12
Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и
мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому
читателю – тот был готов к поиску только наполовину.
ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Слайд 13
Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но
и цель чтения. ТЕМА – это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь её читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься её использовать. Если тебе самому стало понятно, чего ждёшь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ.
Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
Слайд 14
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЁ ЧИТАЕТ!
Слайд 15
ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно
та книга, которая помогает справиться со сложностями.
Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трёх Волшебников?
В ночь перед турниром «…Гарри с мыслью, что ещё немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха».
Просмотри книгу, ещё раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки – опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации.
Слайд 16
Правила поиска информации
ПРАВИЛО № 1 – читатель должен хорошо понимать, ЧТО
ему нужно, О ЧЁМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.
ПРАВИЛО № 2 – читатель должен хорошо представлять, чего он ждёт от книги, как использует полученную информацию.
ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.
ПРАВИЛО № 3 – читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.
ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.
Слайд 17
Правило № 1 кажется легко выполнимым только на первый взгляд. Если
слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри – ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это «вода», долго просматривал книги, но нужной так и не нашел.
Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания.
Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли. После долгих раздумий у него определилась ещё одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ – он «принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах – от них зависела его жизнь. Хотя науку поиска он освоил ещё не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше.
Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 2 он тоже не справился. Он не сумел верно определить источник поиска, пришлось использовать всё – фонд библиотеки, её Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена – путь к ней оказался слишком долгим!
Как видишь, поиск информации – это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться.
Пример Гарри Поттера показал нам, что
- при поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться только на собственные силы,
- поиск надо вести последовательно и по правилам,
- все три правила одинаково важны и каждое надо выполнить,
- чем больше тренируешься, тем лучше получается.
Слайд 18
НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ – БУДЬ УВЕРЕН В СВОЕМ УСПЕХЕ!
Слайд 19
Библиотечные инструкции – большая помощь библиотекарю в обучении школьников библиотечно-библиографическим знаниям.
С
одной стороны, культуру чтения нельзя оставлять «на потом», ее следует осваивать одновременно с техникой чтения. Но, с другой стороны, обучающимся основной и средней школы необходимы многочисленные и разнообразные читательские навыки – для них занятия приобретают еще большую актуальность.
Слайд 20
Библиотечные инструкции предлагают сочетать:
устное слово и письменные тексты;
урочно-лекционную форму обучения и
самообразование – самостоятельную работу обучающихся с инструктивными материалами;
работу с классом и индивидуальное обучение.
Слайд 21
Цель использования библиотечных инструкций – убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной
грамоты и внушить ему веру в собственные силы. Если, самостоятельно выучив урок, ребенок попытается самостоятельно действовать, библиотечные инструкции достигли своей цели!
Слайд 22
Для подготовки «Библиотечных инструкций» использованы материалы из журнала «Школьная библиотека» №
1-2 2005 г. («Библиотечный репетитор. Практические материалы в помощь обучению детей пользованию библиотекой». Автор Л.Н.Фомина).
Слайд 23
Автор: Данилова Светлана Викторовна, педагог-библиотекарь МБОУ Шушенской СОШ № 8