Слайд 1
Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни
и вообще на земле.
А.П. Чехов
Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…
Слайд 2А.П. Чехов родился в купеческой семье в городе Таганроге 17 января
1860году
Дом на Полицейской улице, где родился
А.П.Чехов
Слайд 3Уклад в семье был патриархальный:
отец, Павел Егорович был суров и деспотичен.
Мать,
Евгения Яковлевна – женщина добрая, душевная, любящая всех своих детей: Александра, Николая, Антона, Ивана, Марию, Михаила.
Небогатая, но многочисленная семья А.П.Чехова
Слайд 4
Впечатления суровой, жестокой жизни дома и в школе стали основой для
творчества А.П. Чехова. Здесь, в болоте себялюбия, пошлости, лжи и жажды наживы зародилось на всю жизнь отвращение Чехова к лицемерию и беспросветной мещанской тупости.
Слайд 5В 1880 году в журнале «Стрекоза» было опубликовано первое печатное произведение
А. П. Чехова
«Письмо к ученому соседу» не оставило равнодушной редакцию «Стрекозы», которая поспешила заверить автора в своем к нему расположении: «…Присланный Вами рассказ написан недурно… Благословляем и на дальнейшее подвижничество»
Псевдонимы А.П.Чехова
Антоша Чехонте, Антоша, Ан.Ч., Антоша Ч., Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Человек без селезенки, Г. Балдастов, Прозаический поэт …
Всего в «Словаре псевдонимов» И.Ф. Масанова зафиксировано 45 псевдонимов писателя, а сколько еще, возможно, существует нераскрытых псевдонимов Чехова.
Слайд 6В 1886году вышла из печати книга «Пестрые рассказы»в которые вошли такие
произведения как «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Маска», «Хамелеон», и др. Чехов высмеивает закоренелость общественного неравенства, добровольное холопство, ханжество, пошлость, самодурство, цинизм.
Слайд 7В 1890 году Чехов побывал на острове Сахалине, целью этой поездки
было изучение жизни ссыльно - каторжных. Итогом этого путешествия стали произведения:«Остров Сахалин», «Палата № 6», «Гусев», « Бабы», «В ссылке», « Убийство» и др. в которых Чехов описал весь ужас той жизни: царство тьмы, самодурства, жадности, безнаказанности, насилия, несправедливости.
Заковка в кандалы арестантов на Сахалине, 80-е годы
Слайд 890-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются
замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.
«Ионыч».
«Человек в футляре».
Слайд 9Триумф Чехова как драматурга, начавшийся на рубеже 19 -20 веков, продолжается
до сих пор. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», « Три сестры», «Вишневый сад» имели и имеют мировой успех.
Современная постановка
пьесы «Три сестры»
на сцене МХТ
Пьеса«Вишневый сад»
впервые показана зрителю
МХТ 17 января 1904 года
Пьеса «Чайка»
сцена из четвертого
действия Нина Заречная –
М.Л.Роксанова
Тригорин –
К.С.Станиславский
Слайд 10Викторина
Подберите произведения А.П.Чехова соответственно предложенным темам:
а) Обобщающая картина деспотизма
в России.
б) Типичная картина обывательской жизни, разлагающей человеческую душу.
в) Величие человеческого труда, общественная ценность человека, подлинная и мнимая значимость человека в обществе.
г) Обсуждение духовного застоя, разоблачение обывательщины русской интеллигенции.
«Крыжовник» «Попрыгунья» «Ионыч» «Палата №6»
Слайд 11Какие комические «говорящие» фамилии
давал своим персонажам Чехов ?
Пришибеев, Очумелов, Ехидов,
Челюстин, Окуркин, Тлетворский, Пауков, Кисляев, Купоросов, Утробин, Козявкин, Жеребчикова, Кашалотов, Дездемонов, Оттягаев, Дерзай-Чертовщинов, Симеонов-Пищик, Епиходов
Слайд 12 Чей это портрет?
« Он был замечателен тем, что всегда, даже
в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.» ( Беликов «Человек в футляре»)
«…постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед- того и гляди хрюкнет в одеяло» Николай Иванович Чимша-Гималайский «Крыжовник»
Слайд 13
Назовите какие вы знаете пьесы А.П.Чехова, какая из пьес
была написана
последней?
«Три сестры»
«Дядя Ваня»
« Вишневый сад»
« Чайка»
Слайд 14В каких рассказах герои изъясняются так:
а) «Чхать никому и нигде не
возбраняется.
Чхают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники. Все чхают»; («Смерть чиновника»)
б) «Я покажу вам, как собак распускать! ...Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!»; (« Унтер Пришибеев»)
в) «А Москва город большой. Дома все господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые»?(«Ванька»)
Слайд 15
Как называл Чехов людей, которые «уважают человеческую личность» и чужую собственность,
чистосердечны и боятся лжи, «как огня», не суетны и не унижают себя, чтобы вызвать сочувствие окружающих?
«Воспитанными людьми»
Слайд 16
Названия каких произведений Чехова стали крылатыми словами?
«Лошадиная фамилия», «Толстый и
тонкий», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Человек в футляре», «Палата № 6», «Дама с собачкой», «Вишнёвый сад».
Слайд 17Знаете ли вы чеховские афоризмы:
а) «Краткость — …..сестра таланта»; б) «В
человеке всё должно быть…. прекрасно:и лицо, и одежда, и душа, и мысли»; в) «Человеку нужно не три аршина земли ... а весь земной шар»; г) «Праздная жизнь ... Не может быть чистой»; д) «Искусство писать — ... это искусство вычеркивать»; е) «Не Шекспир главное ... а примечания к нему»; ж) «Они хочут свою образованность ... показать»; з) «В рассуждении чего бы ...покушать »; и) «Сюжет, достойный кисти ... Айвазовского»?
Слайд 18Чеховский нравственный кодекс жизненного бытия
Уважать человеческую личность, быть снисходительным, мягким,
уступчивым;
Сострадать всему, чего и не увидишь простым глазом;
Быть чистосердечным и бояться лжи как огня;
Уважать чужую собственность»
Не уничтожать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие;
Уважать в себе талант, гордиться им, если он есть;
Воспитывать в себе эстетику;
Усилием воли воспитывать в себе благород- ство;
Слайд 19Чехов является для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных
авторитетов:
За свою короткую жизнь этот человек оставил после себя двадцать томов прославленной прозы,
четыре деревенские школы,
шоссейную дорогу,
городскую библиотеку,
памятник Петру,
посеянный на пустоши лес,
два замечательных сада.
Молодому современному поколению есть над чем задуматься, не правда ли?