Слайд 1 Цель:
развивать у студентов способности ориентироваться
в различных трактовках педагогического действия в историко - педагогическом процессе.
Задачи:
- формировать у студентов собственное понимание педагогического действия на базе анализа, оценок и синтеза его трактовок в научной и учебно методической литературе;
- учить студентов понимать диалектику педагогического действия, педагогического воз-действия и педагогического взаимодействия в педагогическом процессе в истории человеческого общества;
Слайд 2Основные понятия
Педагогическое действие — действие, направленное на решение педагогических задач и
осуществляемое педагогическими средствами, методами и приемами.
Педагогическое воздействие – это действие педагога, направленное к обучающемуся и достигшее его.
Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный или непреднамеренный контакт педагога с обучающимся (длительный или временный, прямой или косвенный), целью которого являются изменения в поведении, деятельности и отношениях обучающегося, порождающие их взаимную связь.
Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.
Слайд 3Основные понятия
Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив)
учащихся.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Слайд 4Педагогическое действие
в историко-педагогическом процессе
лекция – научная дискуссия
Учебное занятие для студентов высших
учебных заведений.
Выполнила аспирантка 2 года обучения ВГБОУ ВО АСОУ
Каменская Оксана Александровна.
Слайд 5План
Создание проблемной ситуации
Разрешение проблемной ситуации
Обобщение и систематизация изученного.
Формирование домашнего задания постановкой
вопросов для самоконтроля.
Слайд 6Проблемная ситуация.
Можно ли воспитать человечность в человеке следующими педагогическими
действиями, предложенными Ян Амосом Коменским?
Личный пример;
Поучение.
Упражнение.
Поощрение.
Наказание.
Слайд 7Педагогическая деятельность — это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу
от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность может быть рассмотрена как атрибут функционирования педагогической системы.
Слайд 8Природа педагогического действия.
педагогическое наблюдение;
• педагогическое изучение человека (составление «педагогического портрета» в
единстве его основных характеристик — воспитанности, образованности, развитости и обученное) и группы;
• педагогический анализ;
• педагогическое оценивание;
• педагогическое решение;
• разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия;
• педагогическое поведение;
• педагогическое общение;
• педагогическое воздействие;
• педагогическое требование;
• педагогическое консультирование;
• педагогическая помощь;
• педагогическое взаимодействие и др.
Слайд 9Педагогическое действие в структуре педагогической деятельности.
Основной функциональной единицей
педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А.Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции из приемов и процедур).
Слайд 10Педагогическое действие
подготовительная фаза (разнопорядковые действия: по накоплению новой информации; по
логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по методической обработке накопленного структурированного материала, по выбору методов учебно-воспитательного процесса и т.д.)
исполнительная фаза
=
достижение результата и получение продукта.
Начало действия + его результат = процесс
Слайд 13 Субъект педагогической деятельности.
Субъект педагогической деятельности – это
человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности:
Учитель;
Воспитатель;
Педагог.
Учитель – это субъект учебной деятельности, а субъект учебной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.
Воспитатель – это субъект воспитательной деятельности, а субъект воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.
Педагог – это субъект учебной и воспитательной деятельности, а субъект учебной и воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий два вида педагогической деятельности, для чего он должен в тот или иной момент педагогической деятельности стать или субъектом учебной деятельности или субъектом воспитательной.
Слайд 14 Каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое
сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса.
Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы).
Слайд 16Педагогическое взаимодействие
Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества
компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:
1) учебно-воспитательной деятельностью;
2) целью обучения;
3) воспитанием.
Слайд 17Взаимодействия, происходящие в педагогическом процессе,
"ученик - ученик",
"ученик - ученический коллектив",
"ученик - учитель",
"учащиеся - усваиваемые ими знания и опыт (объект усвоения)" и т.д.
Слайд 18 Основа педагогического взаимодействия – сотрудничество = начало социальной жизни человечества.
Сущностью педагогического взаимодействия - прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Слайд 191. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов осуществляется прежде всего в учебной
деятельности, в структуру которой входят следующие основные элементы:
мотивы,
побуждающие субъект к деятельности;
цели-образы результатов, на достижение которых деятельность направлена;
средства, с помощью которых деятельность осуществляется.
2. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса выделяются определенным образом мотивированная учебная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные учебные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.
Слайд 20Педагогические
пути воздействия
аргументированное убеждение;
воздействие развитием интереса;
требование
Слайд 21 Типология педагогического взаимодействия.
(По Е. В. Коротаевой )
деструктивный (разрушающий) тип;
рестриктивный (ограничивающий) тип;
реструктивный (поддерживающий) тип;
конструктивный (позитивно-развивающий) тип;
Слайд 22Педагогическое действие в исторической эволюции образования и педагогической мысли.
трудовая
деятельность;
обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей;
физическое наказание;
пример семьи;
пример взрослого
Слайд 23Имена авторов и названия произведений, наиболее значимых для раскрытия каждого вопроса
плана;
Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2016. – 676 с. [Гриф УМО]
Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика : учебник для магистров / А. Н. Джуринский. – 2-е изд. перераб. и доп.– М. : Юрайт, 2914. – 608 с. [Гриф УМО]
Канке, В. А. История, философия и методология психологии и педагогики : учебное пособие для магистров / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с. [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учебное пособие / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий ; под ред. Г. Б. Корнетова. – 2-е изд., перер. и доп.– М. : АСОУ, 2015. – 492 с. [Гриф НМО МОН РФ]
Слайд 24Методические приёмы и задания
Общая дискуссия.
Постановка проблемы и проблемных вопросов.
Установление противоречий; выдвижение
гипотез.
Свободный обмен мнениями.
Слайд 25Задания для самостоятельной работы обучающихся после занятия;
Изучить научную литературу по
данной теме;
Составить глоссарий терминов по данной теме.
Слайд 26Список используемой литературы
Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник
для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М. : Юрайт, 2016. – 315 с. [Гриф МО]
Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата. / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., пер. и доп. – М. : Юрайт. 2015. - 719 с. [Гриф УМО]
Корнетов, Г. Б. Педагогика. Образование. Школа: Пути обучения и воспитания ребенка : монография / Г. Б. Корнетов. – М. : АСОУ, 2014. – 256 с.
Космин В. В. Основы научных исследований (Общий курс): учебное пособие /И. Н. Космин В. В., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: РИОР, ИНФРА-М, 2016. - 227 с. URL:http://znanium.com
Крянев, Ю. В. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Ю. В. Крянев, Н. П. Волкова и др.; под ред. Л. Е.Моториной, Ю. В.Крянева - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ] – URL: http://znanium.com
Слайд 27Описание результатов групповой исследовательской работы
Ян Амос Коменский, в
своей теории наглядно показывал педагогические действия эффективные на его взгляд:
личный пример родителей в семье и учителя в школе ;
поучение, основанное на сознательности, представляет собой вместе с примером основной путь для создания убежденности – этого могучего рычага нравственного сознания и действия.
Слайд 28среди методов нравственного воспитания мыслитель прошлого отводит поощрению;
поощрение и ласка должны
быть справедливы, тщательно взвешены;
особенно строго нужно наказывать богохульство, упрямство и ложь