Презентация, доклад для аспирантов 13.00.01. по актуальным проблемам и вопросам

Содержание

Цель: развивать у студентов способности ориентироваться в современной образовательной ситуации в России; Задачи: 1. формировать у студентов собственное понимание характера, особенностей и причин сложившейся ситуации на основе анализа, синтеза и оценки различных данных; 2. развивать

Слайд 1 ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное

занятие для студентов магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование». лекция – научная дискуссия.

Выполнила аспирант 2 года обучения
ВГБОУ ВО АСОУ
Каменская Оксана Александровна

ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  Учебное

Слайд 2Цель: развивать у студентов способности ориентироваться в современной образовательной ситуации в

России; Задачи: 1. формировать у студентов собственное понимание характера, особенностей и причин сложившейся ситуации на основе анализа, синтеза и оценки различных данных; 2. развивать у студентов способности интерпретации современных процессов теории и практики образования в контексте детерминант экономических, социальных, политических, духовных сфер общественной жизни, а также мирового кризиса образования;
Цель: развивать у студентов способности ориентироваться в современной образовательной ситуации в России;  Задачи: 1. формировать у

Слайд 3Традиции отечественного образования:
1.Инверсионный характер развития отечественного образования, т.е. перестановка; сначала приоритет

– консервативной пед. парадигме, затем либеральной и наоборот;
2.Превалирование государства в сфере образования при недостаточном развитии традиции участия в нём;
3.Ориентированность российского образования на западные пед. образцы, как стимулирующие образовательные инновации.
Традиции отечественного образования:1.Инверсионный характер развития отечественного образования, т.е. перестановка; сначала приоритет – консервативной пед. парадигме, затем либеральной

Слайд 4 Основные этапы развития советской школы и педагогики
1917-1920 гг.– период

преобразования школы;
20–30 гг.– период поиска новой школы и педагогики;
30-40 гг.– период становления содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы школы и педагогики;
1941-1945 гг.– школа в период Великой Отечественной войны;
40-сер. 50-х гг.– период восстановления и развития школы;
сер.50-х – сер. 60-х гг. – период активизации деятельности школы и педагогики;
сер. 60-х –80-е гг. - период осуществления всеобщего обязательного среднего образования, реформы общеобразовательной и профессиональной школы, поиска путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности, развития педагогической мысли;
90-е гг. – период перестройки).
Основные этапы развития советской школы и педагогики 1917-1920 гг.– период преобразования школы; 20–30 гг.– период поиска

Слайд 51. Развитие школы и образования в советскую эпоху

2. Научно-педагогические воззрения П.П.

Блонского

3. Педагогическая деятельность и педагогические идеи С.Т. Шацкого

4. Педагогическая деятельность и педагогическая система А.С. Макаренко

5. Педагогическая деятельность и педагогическая система В.А Сухомлинского

6. Воспитательная система общей заботы И.П. Иванова
1. Развитие школы и образования в советскую эпоху2. Научно-педагогические воззрения П.П. Блонского3. Педагогическая деятельность и педагогические идеи

Слайд 6 Общественно-педагогическое движение – термин, появившийся в России в

середине XIX в. в связи с распространением в общественном сознании идеи демократизации народного образования и появлением различных форм общественной активности.
Реформа образования в России — комплекс мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации по модернизации системы российского образования.
Общественно-педагогическое движение – термин, появившийся в России в середине XIX в. в связи с

Слайд 7Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и

всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии

Слайд 8Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран

Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского

Слайд 9Президентская инициатива "Наша новая школа"
Общее образование для всех и для

каждого.
Обновление образовательных стандартов.
Система поддержки талантливых детей.
Развитие учительского потенциала.
Современная школьная инфраструктура.
Здоровье школьников.
Президентская инициатива

Слайд 10Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при

реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего,

Слайд 11Инновационная образовательная технология - это форма организации учебного процесса, описанная на

уровне нормативного документа, гарантирующая воспроизведение сходных результатов в определенных педагогических условиях, включающая некое новшество методического, организационного, технического и т.п. характера.
Инновационная образовательная технология - это форма организации учебного процесса, описанная на уровне нормативного документа, гарантирующая воспроизведение сходных

Слайд 12План
1. Характер и особенности традиций теории и практики отечественного образования.
2. Кризис

советской школы и педагогики, поиски новых путей развития теории и практики отечественного образования в СССР в 1986–1991 гг.
3. Основные направления реформирования российского образования в 1990-е гг.
4. Стратегия модернизации отечественного образования в 2000–2010-е гг. и опыт ее реализации.
5. Вступление России в Болонский процесс.
6. Президентская инициатива «Наша Новая школа».
7. Переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012).
9. Инновационные образовательные концепции и технологии в России в 1990–2010-е гг.
10. Развитие теории и практики российского образования в контексте со-временных общемировых тенденций эволюции образования.
План1. Характер и особенности традиций теории и практики отечественного образования.2. Кризис советской школы и педагогики, поиски новых

Слайд 13Постановка проблемы
Введение Болонского процесса не означает то, что знания студентов

улучшатся, оно означает только то, что теперь со студентов будут спрашивать как со всех (не зависимо от того где ты учишься).
Болонский процесс влечет за собой уничтожение всех, наработанных в течение многих лет, а то и веков, систем образования, программ обучения, во имя одной, по чьему-то мнению, «правильной».
Что истина?
Постановка проблемы Введение Болонского процесса не означает то, что знания студентов улучшатся, оно означает только то, что

Слайд 14Главной задачей российской образовательной системы является обеспечение современного качества образования на

основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям человека, общества и государства.
Важнейшими условиями вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы, без которых на современном этапе невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования, являются следующие:
достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях;
приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;
проведение работы по установлению соответствия российских и зарубежных дипломов и квалификационных структур в профессиональном образовании;
академическая мобильность педагогов, учащихся и студентов;
равнодоступность для различных секторов образования государственных ресурсов;
информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернета, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
расширение участия Российской Федерации, регионов, образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных проектах и программах.

Главной задачей российской образовательной системы является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия

Слайд 15 Основные тенденции развития современного образования
глобализация,
фундаментализация,
гуманизация,
технологизация,
стандартизация,
компьютеризация.

Основные тенденции развития современного образованияглобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация.

Слайд 16В динамических процессах, происходящих в обществе, а соответственно этому, и в

системе образования можно выделить пять основных направлений:
1 . Растущая коммерциализация образования, как в государственной, так и негосударственной сфере.
2. В стране сложилась деформированная структура подготовки кадров, при которой на 100 инженеров готовится примерно столько же и техников, и рабочих. Менее 50% выпускников учреждений всех уровней профессионального образования работают по специальности, идет системное и все возрастающее привлечение иностранной рабочей силы.
3. Возрастание трудностей формирования контингента образовательных учреждений на фоне неуправляемых процессов, идущих по всей вертикали профессионального образования.
4. Старение или даже кадровое «обескровливание» системы профессионального образования, особенно в НПО.
5. Требования работодателей все более превышают требования к образованию, заложенные в Государственных образовательных стандартах. Неизбежна интеграция образовательных учреждений НПО и СПО. Это обусловлено двумя причинами: 1) исход государства из образования, отказ от социальных функций и 2) позиция работодателя, которого не устраивает качество подготовки в системе НПО.

В динамических процессах, происходящих в обществе, а соответственно этому, и в системе образования можно выделить пять основных

Слайд 17Перед российским образованием поставлены цели в политическом, социальном, экономическом и образовательном

плане. В образовательном аспекте требуется создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и
тенденциям мирового рынка труда.

В основе непрерывного образования лежит идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Реализация непрерывного многоуровневого профессионального образования привела к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образовательные программы различных систем профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного.

Начало Болонского процесса как процесса создания единого образовательного пространства относится ко второй половине 1950-х гг. Система Болонских соглашений носит рамочный и рекомендательный характер. Она рассчитана на постепенное взаимное признание образовательных систем разных стран и, соответственно, разных дипломов.


Перед российским образованием поставлены цели в политическом, социальном, экономическом и образовательном плане. В образовательном аспекте требуется создание

Слайд 18В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее

интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Подавляющая часть сформированных этой системой людей искренне поддерживала существовавший политический режим. Сомневавшихся уничтожали или заставляли молчать.
В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план

Слайд 19ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В 1946–1964 гг. 
Вторая половина 40-х и 50-е

гг. – это время второго значительного подъема советской системы народного образования, школы. Подъем объяснялся окончанием войны, надеждами, вызванными великой жертвенной победой. Нужно было, как считали многие, делать выводы из пережитых страной испытаний, восстанавливая, строить жизнь по-новому. Отсюда всплеск внимания к образованию, культуре. К учебе вернулась молодежь с фронта и от станков, изголодавшаяся по книге, умному слову, учебе. Но на наметившийся поворот воздействуют, особенно до смерти Сталина в 1953 г., прежние авторитарные методы руководства страной: культ личности, идеологическое давление, репрессии.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В 1946–1964 гг. Вторая половина 40-х и 50-е гг. – это время второго значительного

Слайд 20В эти годы были внесены изменения в школьный учебно-воспитательный процесс, особенно

это касалось программ по истории, литературе, биологии. Всячески возвеличивалась роль Сталина, партии. Запрещались произведения опальных писателей и поэтов. Замалчивались или беззастенчиво искажались достижения генетики, кибернетики, информатики, быстро развивающихся за рубежом. Так закладывались основы нашего отставания в науке, технике, технологии и образовании.
В эти годы были внесены изменения в школьный учебно-воспитательный процесс, особенно это касалось программ по истории, литературе,

Слайд 21С 1953 г. и особенно во второй половине 50-х г. в

связи с разоблачением культа личности Сталина и связанных с ним преступлений, в стране происходят важные изменения. Наступает период «оттепели», гласности, демократии. Существенные перемены не обходят и народное образование:

– восстановление и развитие народного хозяйства укрепляет материальную базу просвещения. В основном успешно осуществляется введенное с 1948/49 уч. г. всеобщее обязательное семилетнее обучение;

– с 1956 г. появляется новый тип общеобразовательной школы – школа-интернат;

– с середины 50-х гг. в общеобразовательных школах Украины, а затем и других республик постепенно вводится производственное обучение в сочетании с производственной практикой. С 1957/58 уч. г. по такому учебному плану работает уже 25% школ РСФСР;

– с конца 50-х гг. число поступающих в вузы впервые превысило планы приема в них. Начинается конкурсный прием в высшие учебные заведения. Перед школами ставится задача ориентировать своих выпускников на рабочие профессии. Перестраивают свою деятельность ШРМ, техникумы, профессионально-технические училища;

– в декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принимает закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». Вводится обязательное восьмилетнее образование. Средняя общеобразовательная школа стала 11-летней (с производственным обучением и практикой). Вскоре в учебном плане выпускных классов появился новый предмет – обществоведение.
С 1953 г. и особенно во второй половине 50-х г. в связи с разоблачением культа личности Сталина

Слайд 22К 1962/63 уч. г. все семилетние школы страны были преобразованы в

восьмилетние.
Состояние педагогической науки в эти годы было сложным. В институтах Академии педагогических наук РСФСР велись различные исследования, издавалась литература по теории и истории педагогики. Среди педагогов было немало крупных ученых. Однако сказывались последствия 30–40-х гг. По сути, наша педагогика разделила судьбу других общественных наук. Но все же ее развитие продолжалось. Многое здесь делали педагоги-новаторы, представлявшие неофициальную педагогику. Их творческие судьбы были сложны, исследования и результаты оспаривались, эксперименты запрещались. Однако число сторонников педагогов-новаторов росло, постепенно к ним приходило общественное признание. К числу ярких новаторов в педагогике того периода относятся Занков и Сухомлинский.
К 1962/63 уч. г. все семилетние школы страны были преобразованы в восьмилетние.Состояние педагогической науки в эти годы

Слайд 23 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В 1965–1985 гг.

Для нашего народного образования не было легкого времени. Но каждый период был сложен и труден по-своему. Проблемы просвещения 1965–1985 гг. связаны со сменой руководства страны, начавшимся длительным периодом застоя, возрастающим невниманием к развитию социальной сферы, в том числе и школы.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В 1965–1985 гг.    Для нашего народного образования не

Слайд 24Сложившаяся система руководства народным образованием, принимаемые постановления и решения не освободили

учителей и руководителей школ от жесткой регламентации, административной заорганизованности, выполнения несвойственных школе обязанностей, лишали их свободы выбора, творчества.
Проблемы перехода ко всеобщему среднему образованию. Впервые такая задача была поставлена в 50-е гг. Она обусловливалась требованиями НТР, т.е. являлась объективной необходимостью, делом чрезвычайной важности. Предполагалось, что ее решение станет мощным стимулом для дальнейшего социально-экономического развития страны. Опыт ведущих капиталистических стран подтверждал такие прогнозы. Принимаемые в 60–70-е гг. директивные решения ориентировали на переход к среднему всеобучу.

Сложившаяся система руководства народным образованием, принимаемые постановления и решения не освободили учителей и руководителей школ от жесткой

Слайд 25 В Советском Союзе политика реформирования высшего образования во второй

половине 80-х - начале 90-х гг. ставила своей целью модернизацию высшей школы в стране в соответствии с внутренними потребностями государства и основными направлениями мирового развития, исходя из политических и стратегических целей государства.
Перестройка высшей школы понималась как ее децентрализация и демо- кратизация. Эта линия должна была стать центральной в «Государственной программе развития высшего образования», разработка (с 1989 г.) и осуществление которой были прерваны распадом СССР и резким обострением социально- экономического кризиса в стране.
В эти годы были начаты процессы демократизации, гуманизации, автономизации вузов, развития платных услуг, интеграции вузов с научными учреждениями и производством.
В последующие 1990- е гг. реформирования сферы высшего образования они получили развитие в обстановке общих политических и рыночных реформ в стране и привели к неоднозначным, зачастую кризисным результатам.
Рыночные преобразования в стране и обществе в начале 1990-х гг. нанесли сильнейший удар по образовательной системе России, особенно по высшей школе. Итогом этого стал глубокий кризис высшего профессионального образования.
В Советском Союзе политика реформирования высшего образования во второй половине 80-х - начале 90-х гг.

Слайд 26Первый этап реформирования системы образования - идеологический, или философско-методологический (1990 -

1991 гг.) - был связан с провозглашением в 1990 г. декларации о государственном суверенитете России.
Второй этап - технологический (1992 - 1996 гг.) - был связан с принятием в 1992 г. закона «Об образовании», с которого началась разработка нормативных документов и реализация конкретных мероприятий по реформированию высшего образования в соответствии с новыми условиями и требованиями.
Третий этап - инновационный (1997-2000 гг.) - начался в сентябре 1997 г., когда Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохра- нению и экологии принял решение о целесообразности разработки Националь- ной доктрины развития образования РФ.
Первый этап реформирования системы образования - идеологический, или философско-методологический (1990 - 1991 гг.) - был связан с

Слайд 27Стратегия Правительства России исходит из важной роли образования:
в создании основы

для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
в укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;
в кадровом обеспечении динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
Стратегия Правительства России исходит из важной роли образования: в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития

Слайд 28В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран -

участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ Владимира Михайловича Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болоноской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому и т. п.
В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени

Слайд 29Следующий приказ, имеющий отношение к Болонскому процессу, датирован 22 апреля 2005

года . В нем определен перечень учреждений и вузов, ответственных за координацию работ по выполнению данного плана мероприятий. Предусмотрена матричная схема, при которой головные вузы закрепляются как по содержательному (основные направления плана), так и по географическому (федеральные округа) принципам. В частности, вузами-координаторами по Сибирскому федеральному округу определены ТГУ и НГТУ. Таким образом, старейший и крупнейший в Сибири классический Томский университет, который всегда отличался определенной консервативностью, оказался в эпицентре событий Болонского процесса.
Следующий приказ, имеющий отношение к Болонскому процессу, датирован 22 апреля 2005 года . В нем определен перечень

Слайд 30Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому

часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.
Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно

Слайд 31Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую

систему. Введение двухуровневой системы предусматривает:

первую ступень - бакалавр (не менее трех лет);

вторую ступень - магистр (два года).
С введением двухступенчатой системы возникает искусственное различие в параллельных программах. Поэтому в процессе адаптации повсеместно реализовывалась своеобразная эклектичная система со следующими особенностями:

одинаковая подготовка на первых четырех курсах и по специальности, и по направлению;

почти все выпускники-бакалавры поступают на пятый курс;

в магистратуру поступают как бакалавры, так и дипломированные специалисты (на второй курс), то есть выпускники формально того же уровня, что и магистры.

Эта трехуровневая система оказалась гибкой, так как сохраняет традиционные элементы (5 лет) и обеспечивает стыковку с европейской системой (бакалавры - магистры).
Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает: первую

Слайд 32Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно

применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное, - сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра.
Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах.

Слайд 335 пунктов президентской инициативы
1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.

Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов
2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно
5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения
5 пунктов  президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение

Слайд 341. Новые стандарты
Выбор из широкого меню, «Разносторонняя» программа для всех;

Подготовка к жизни в технологичном конкурентном мире :требования к учебникам, требования к технологиям;
Обновление содержания образования: обсуждения содержания учителями – победителями ПНПО; разработка примерных программ с участием академий;
Оценка выполнения требований к результатам: объективные статистические исследования качества и добровольное индивидуальное оценивание, обязательный ЕГЭ после 4 и 9 классов;
1. Новые стандарты Выбор из широкого меню, «Разносторонняя» программа для всех; Подготовка к жизни в технологичном конкурентном

Слайд 351.1. Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. (начальная

школа)

2004
– 3 компонента (федеральный, региональный, школьный)
– изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания);
– заявлены , но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции, деятельностный характер образования.

Новые стандарты
– только федеральный компонент
– предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу - 10ч. в каждом классе)
– ориентация стандарта второго поколения на результат образования.

1.1. Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. (начальная школа) 2004– 3 компонента (федеральный, региональный,

Слайд 361.2. Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколения
Учебные предметы (цели,

обязательный минимум содержания);
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности;
Требования к уровню подготовки выпускников.


Требования к результатам освоения образовательных программ;
Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить);
Требования к условиям реализации образовательных программ;

1.2. Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколения Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания);Общеучебные умения, навыки, способы

Слайд 371.3. Цели и образовательный результат
2004
● овладение умениями
● практическое применение знаний

и умений (ключевые компетенции)
● освоение знаний.

новый стандарт
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе
воспитание умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

1.3. Цели и образовательный результат 2004● овладение умениями● практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции)● освоение знаний.новый

Слайд 38 Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нацелены на повышение качества образования,

обеспечивая единство образовательного пространства РФ и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. С 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения стал обязательным для 1-го класса, с 1 сентября 2015 года введен для учащихся 2 ступени, а на ступени среднего полного (общего) образования - обязательный с 1 сентября 2020 года.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нацелены на повышение качества образования, обеспечивая единство образовательного пространства

Слайд 39Переход на новые образовательные стандарты.
От стандартов, содержащих подробный перечень тем

по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования.
При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Переход на новые образовательные стандарты. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения

Слайд 40Переход на новые стандарты ТРИ Требования к стандарту:
1. Содержание образовательной программы;
2.

Результаты, которые должны продемонстрировать дети, в результате освоения этих программ;
3. Условия, созданные в школе для достижения этих результатов.
Переход на новые стандарты ТРИ Требования к стандарту:1. Содержание образовательной программы;2. Результаты, которые должны продемонстрировать дети, в

Слайд 41 Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа:
1)

общеобразовательная (основная и дополнительная)
2) профессиональная (основная и дополнительная)
К основным общеобразовательным относятся программы:1) дошкольного образования;2) начального общего образования;3) основного общего образования;4) среднего (полного) общего образования.
Закон РФ «Об образовании» ст.9 Образовательная программа:1) общеобразовательная (основная и дополнительная)2) профессиональная (основная

Слайд 42Образовательная программа. Образовательная программа реализует две части: обязательную (80%) и формируемую

участниками образовательного процесса (20%). Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
Образовательная программа. Примерная основная образовательная программа начального общего образованияОбразовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учётом типа и вида ОУОсновная образовательная программа начального общего образованияЛокальные акты по вопросам организации образовательного процесса, определённые Уставом ОУ
Образовательная программа. Образовательная программа реализует две части: обязательную (80%) и формируемую участниками образовательного процесса (20%). Чем старше

Слайд 43Современные инновационные процессы в российском образовании обусловлены противоречиями, обострившимися на рубеже

70–80-х годов ХХ в., когда в отечественной школе с очевидностью стали проявляться признаки кризиса и застоя. Эти признаки обнаруживались в спаде интересов школьников к учебе, в упадке школьной дисциплины, в ослаблении воспитательной ответственности семьи, в отрыве школы от труда и от современной организации и технологии производства, в формализме воспитательной работы, в «процентомании», в научной необоснованности содержания образования, в негибкости форм и методов обучения и воспитания, в отчужденности между педагогами и детьми, в распространении так называемых «неформальных» молодёжных объединений.
Современные инновационные процессы в российском образовании обусловлены противоречиями, обострившимися на рубеже 70–80-х годов ХХ в., когда в

Слайд 44Кризисное состояние в советском и постсоветском общем образовании было обусловлено двумя

главными противоречиями.
Первое противоречие возникло между резко возросшими требованиями общественной жизни к человеку вообще и школьнику в особенности и устаревающим содержанием и организацией жизни, форм и методов воспитания и обучения в школе. Жизнь требует от ребёнка и молодого человека своевременного духовного взросления, интеллектуальной развитости, ответственности и дисциплины, готовности к овладению сложными профессиями, работы в новых социально-экономических условиях, самостоятельного мышления, способности к творчеству в любой сфере деятельности. Этим требованиям советская школа 70 - 80-х гг. не соответствовала.
Второе противоречие возникло между повышением потребностей детей и низкой возможностью школой их удовлетворить. Развитие средств массовой информации сделало школьников более информированными. Возросли материальные потребности, расширились интересы детей. Демократизация общественной жизни создала условия для осознания детьми своих гражданских прав. Наряду с позитивными изменениями, в ученическом контингенте появились и обострились проблемы, которые ранее отсутствовали или были не столь актуальны (преступность, беспризорность, проституция, наркомания, алкоголизм и другие негативные явления среди детей и подростков). К разрешению этого противоречия массовая школа также оказалась не готова.
Кризисное состояние в советском и постсоветском общем образовании было обусловлено двумя главными противоречиями.Первое противоречие возникло между резко

Слайд 45Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существует.

Имеется «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.

В определенной степени роль инновационной доктрины выполняла «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», в которой изложены новые социальные требования к системе российского образования. Например: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Однако в последние годы концепция модернизации российского образования исчезла из поля зрения Министерства образования и науки РФ, которое стало ориентироваться на приоритетный национальный проект «Образование», реализующий в основном политические, экономические и материально-технические задачи.
Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существует. Имеется «Национальная доктрина образования в Российской

Слайд 46Всеобщая инноватизация стала визитной карточкой современного Российского образования. Если в начале

90-х годов авторские школы были эксклюзивным явлением, то конец первого десятилетия двадцать первого века знаменуется массовым переходом образовательных учреждений в статус инновационных - школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы (конкурсы ПНПО, 2006-2009), экспериментальные площадки по изменению содержания и организации образования (региональные проекты в КПМО, 2007-2009) и т.п. В конце века эксперты и аналитики насчитывали инновационных школ не более 10% от общего состава, сейчас, по крайней мере, 40 % учреждений в документах отражают инновационный характер задач и механизмов их решения.
Всеобщая инноватизация стала визитной карточкой современного Российского образования. Если в начале 90-х годов авторские школы были эксклюзивным

Слайд 47Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в

русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года» - все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.
Интеграция России в международное образовательное пространство - главная на настоящий момент задача и основные тенденции развития российского образования определяются именно этой целью.
Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических

Слайд 48Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно

открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные процессы, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении.

Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома.
Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере

Слайд 49Имена авторов и названия произведений, наиболее значимых для раскрытия каждого вопроса

плана;

Космин В. В. Основы научных исследований (Общий курс): учебное пособие /И. Н. Космин В. В., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: РИОР, ИНФРА-М, 2016. - 227 с. URL:http://znanium.com
Подымова, Л. С. Педагогика : учебник и практикум для академического бака-лавриата / Л. С. Подымова; отв. ред. В. А. Сластенин. – М.: Юрайт, 2015 – 332 с. . [Гриф УМО ВО]
Подымова, Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект : монография / Л. С. Подымова. – М.: Прометей, 2012. – 207 с. – URL: http://www.book.ru/book/911653
Рыжков, А. Н. Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв. : моно-графия / Рыжков А. Н. – М.: Прометей, 2012. – 300 с. – URL: http://www.book.ru/book/911648
Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

Имена авторов и названия произведений, наиболее значимых для раскрытия каждого вопроса плана;Космин В. В. Основы научных исследований

Слайд 50Описание методических приемов и заданий, призванных активизировать внимание и самостоятельную познавательную

деятельность слушателей во время занятия:

Словесные – дискуссия, рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – презентация материала в ходе дискуссии.
Практические
Метод проблемного обучения

Описание методических приемов и заданий, призванных активизировать внимание и самостоятельную познавательную деятельность слушателей во время занятия:Словесные –

Слайд 51Задания для самостоятельной работы обучающихся после занятия;
Написать одну из работ по

данной тематике:
Реферат.
Сочинение.
Рецензию на книгу.

Задания для самостоятельной работы обучающихся после занятия;Написать одну из работ по данной тематике:Реферат.Сочинение.Рецензию на книгу.

Слайд 52Список литературы, использованной при подготовке презентации:
Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история

российского образования / Э. Д. Днепров. – М., 2011.
Днепрова, Т. П. Инверсия педагогических парадигм в российском образовании / Т. П. Днепрова, М. А. Фаденчева // Философия образования. – 2013. – № 6 (51).
Желтов, В. Болонская декларация и российское образование / В. Желтов // Пе-дагогика. – 2007. – № 9.
Загвязинский, В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного обра-зования и пути их реализации / В. И. Загвязинский // Образование и наука. – 2012. – № 4.
Иванова, С. В. Отечественная система образования в 1980-е, 1990-е, 2000-е го-ды: решения, обусловленные временем / С. В. Иванова // Федеральный справочник «Образование в России». – М., 2013. – Т. 9.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. – М., 2002.
Список литературы, использованной при подготовке презентации:Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования / Э. Д. Днепров.

Слайд 53Результаты коллективной исследовательской работы
Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг.

было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической общественности: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин.

В. Ф. Шаталов, по его словам, не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Основное в его технологии обучения: организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения (класс)."Учиться победно!" - вот девиз педагога-новатора. Успех в учении он считает важным дидактическим принципом.
Результаты коллективной  исследовательской работы Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было порождено самой жизнью, а

Слайд 54А.Г. Каспаржак на "систему Шаталова" смотрит как на созидающую, очищающую, обновляющую

силу. "Именно он, В.Ф. Шаталов, начал раскачивать крепостную и почти неприступную стену советской дидактики, прошибать ее лбом. Низкий поклон ему за все это", писал он.
Оценки ученых в основном соответствуют оценке самого В.Ф. Шаталова, который считает, что им создана целостная, стройная, эффективная система обучения.
Педагоги-новаторы, в том числе В.Ф. Шаталов сыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ, возникших уже в 90-е годы. Это было мощное общественно-педагогическое движение, требовавшее коренного обновления школьного воспитания и обучения на основе принципов гуманизма и демократии.
А.Г. Каспаржак на

Слайд 55



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть