Слайд 1ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЯ
ПОДГОТОВИЛА: КОРШУНОВА Ю.Н.
Слайд 2ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ
Дальтон – это город в США, где впервые
была создана такая
школа. Отсюда и
произошло название. Сейчас подобные
школы распространены в США, Голландии
и многих других странах. Американский
педагог Хелен Паркерхерст
разработала «Лабораторный план»,
имеющий своей целью научить детей
жить в социуме, развивать ум, тело и дух.
Слайд 3Цели Дальтон-технологии
обеспечить индивидуализированное развитие ученика;
обеспечить развитие его социального опыта за счет
овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Слайд 4Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения
с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.
Слайд 5ПРИНЦИП СВОБОДЫ
Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников
знаний, темпа, форм и способов работы. Сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Слайд 6ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и
маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Слайд 7ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА
Выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик
имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.
Слайд 8ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ДАЛЬТОН -ТЕХНОЛОГИИ
работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но
отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).
эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».
Слайд 9КОМПОНЕНТЫ ДАЛЬТОН-ПЛАНА
Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. В каждом задании определяется задача (проблема), а
сами задания формулируются на уровневой основе. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.
Слайд 10ТРЕБОВАНИЯ К ДАЛЬТОН-ЗАДАНИЯМ
задания носят уровневый характер;
четко формулируется цель задания, а значит
и результат его выполнения;
задание должно быть понятным и интересным ученику;
задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним;
в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля;
ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;
содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Слайд 11КОМПОНЕНТЫ ДАЛЬТОН-ПЛАНА
Лаборатория - это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы
над заданием, а также для участия в учебных занятиях.
«Дом» – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.
Слайд 12СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Одним из важных вопросов в аспекте реализации
исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.
Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана. Системы действий учителя и учащихся будут рассмотрены нами в рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко выделить специфику каждой формы.
Слайд 13КЛАССНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
Занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и
отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.
Слайд 14КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОК
наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической
деятельности;
учитель – организатор и участник процесса обсуждения;
ученик – участник и субъект организационной деятельности;
результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.
Слайд 15ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.;
длительный
промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;
присутствие одного или нескольких консультантов.
Слайд 16КОНФЕРЕНЦИЯ
Организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим
проблемам, ценностям и т.п.;
необходимость подготовительного этапа;
выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.
Слайд 17КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ
познавательная самостоятельность ученика;
стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия
с другими;
уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Слайд 18РЕЗУЛЬТАТЫ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ
Развитие познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими
умениями. Снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом дальтон-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых;
Следует отметить и интегративный характер данной технологии – в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.
Слайд 19ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ
материальные условия: наличие отдельных рабочих мест (вне классного
кабинета), источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособия;
организационные условия: определение правил (свободное передвижение по классу, задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода их класса и т.п.);
готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы: создать условия и «охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество передать часть полномочий самим учащимся, а главное – часть ответственности за обучение.
недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии;
большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.