Слайд 1
– Активные методы обучения как современная технология обучения,
мотивирующая познавательную активность
старшеклассников
Современные педагогические технологии
Слайд 2«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Б.Шоу
Слайд 3ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса,
построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам
[Г.К. СЕЛЕВКО «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОРСКИХ ШКОЛ», М., 2005; С. 30]
Слайд 4СУЩНОСТЬ ЛЮБОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В НАЛИЧИИ ТРЁХ КОМПОНЕНТОВ:
ЦЕЛЬ;
СРЕДСТВА;
ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Чему учить?
Зачем учить?
Как
учить результативно?
Слайд 5Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами
и включающих в себя методы и формы, средства обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение поставленных целей в обучении.
Слайд 6Образовательные технологии –
методики и приёмы
Учитель – организатор, консультант, создающий
условия работы, направляющий к успехам и находкам.
старшеклассник – активный участник процесса обучения.
Роль учителя в учебном процессе заключается в мотивации, создании условий, планировании, организации, анализе, сотрудничестве.
и я забуду.
Покажи мне
– и я запомню.
Дай мне действовать самому
– и я научусь.»
Китайская
мудрость
Слайд 8Проблемная лекция
Основополагающий вопрос – проблема. В ходе изложения материала преподаватель показывает
пути решения проблемы и решает её.
Проблемы могут быть: научные, социальные, производственные.
Слайд 9Эвристическая беседа
Преподаватель ставит ряд вопросов, направляющих мысли и ответы старшеклассников, с
использованием знаний из книг, фильмов и других изучаемых дисциплин, а так же жизненного опыта.
Слайд 10Учебная дискуссия
Берутся две противоположные точки зрения, которые даются преподавателем.
старшеклассники должны
их обосновать и доказать самую оптимальную.
Слайд 11Поисково-лабораторная работа
Выполняется по инструкции.
До начала изучения теоретического материала старшеклассники должны сами
сделать выводы о
каких-то характеристиках.
Слайд 12Анализ производственных ситуаций
Поиск путей решения задачи выполняется самостоятельно старшеклассниками.
Решение стандартных и
не стандартных ситуаций.
Решение задач аналитического характера – умение анализировать, принимать правильное решение.
Слайд 13Педагогические методики и приёмы
В зависимости от степени активности старшеклассников методы можно
разделить на:
ПРОЕКТНАЯ (ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ)
СОЦИО-ИГРОВАЯ
ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ
РЕПРОДУКТИВНАЯ
Слайд 14Метод проектного обучения
Цель: создать условия при которых старшеклассники самостоятельно и с
желанием приобретают недостающие знания из различных источников, учатся пользоваться этими знаниями, приобретают навыки коммуникативной деятельности и общения, способствуют взаимодействию в коллективе (группе), приобретают исследовательские умения (анализ, построение, гипотез, сбор информации, наблюдение).
Слайд 15Метод проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
Обучающийся в центре внимания, для
развития его творческих способностей.
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, что повышает мотивацию учащегося.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося.
Усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального использования в различных ситуациях в стадии разработки проекта (проектного задания).
Слайд 16Метод проектного обучения
Стадии проекта:
Разработка задания проекта
Разработка выполнения проекта
Оформление результатов
Презентация проекта
Рефлексия
Слайд 17Метод проектного обучения
Виды учебных проектов по времени:
Краткосрочные проекты (2-6 часов)
Среднесрочные проекты
(12-15 часов)
Долгосрочные проекты (несколько дней)
Слайд 18Метод проектного обучения
Критерии оценки проектного метода:
Достижения: цели проекта (надпредметные, экологические, на
конкретный результат)
Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата выраженного в развитии познавательного, творческого и самостоятельного действий учащегося.
Слайд 19Метод дебатов
Цель: содействует становлению нового поколения в гражданском обществе (умение отстаивать
свою точку зрения, умение анализировать любую позицию – толерантность, уважительно относиться к любой точке зрения и т.п.)
Слайд 20Метод дебатов
Цель: содействует становлению нового поколения в гражданском обществе (умение отстаивать
свою точку зрения, умение анализировать любую позицию – толерантность, уважительно относиться к любой точке зрения и т.п.)
Слайд 21Метод дебатов
Интеллектуальные соревнования – развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и
суждения.
Дебаты предусматривают следующую последовательность действий:
Подготовка к игре
Игра
Анализ игры
Слайд 22Метод дебатов
Суть игры – спикеры могут брать тайм-ауты между раундами по
8-10 минут.
За временем следит тайм-скипер, который предупреждает об окончании отведенного времени (за 1-2 мин.)
Условие игры – две команды: одна выдвигает тезис, другая его отвергает.
В конце игры рефлексивный разбор деятельности всех участников.
Слайд 23Кейс метод
Цель: использование практических знаний полученных в период теоретической подготовки, а
так же умений опирающихся на предыдущий опыт в практической деятельности.
Кейс – конкретная ситуация – это письменное представление, описание определённых условий в жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, направленное на формирование проблемы и поиск вариантов её решения.
Слайд 24Кейс метод
Типы кейсов:
по типу результатов:
Проблемные – результат в формировании
основной проблемы
Проектные – в начале результата программа действий по преодолению проблем в сложившейся ситуации
по источнику информации:
Описание реальных ситуаций взятых из литературы или личного опыта преподавателя
Условные ситуации (придуманы преподавателем)
По субъекту представления информации:
Преподавателем
старшеклассники или группа старшеклассников
По дидактическому основанию:
Анализ актуальной проблемы
Слайд 25Кейс метод
Структура описания ситуации:
Временная структура кейса – учащиеся должны понимать в
какой последовательности происходят события изложенные в кейсе.
Сюжетная структура кейса – увлеченность материалом, структурная линия.
Разъяснительная структура – подробное изложение и понятность проблемы кейса.
Реконструирование ситуации с заданной проблемой - объяснить причины и рациональность выбора.
План действий – кратко и ясно описать шаги по реализации курса действий приводящее к разрешению проблемы.
Слайд 26Игровой метод
Игра – это принудительная активизация мышления, независимо от желания обучаемого.
Деловая
игра, учебная игра, дидактическая игра, ролевая игра, игровые ситуации, игровые приёмы и т.п. – это восприятие ситуации, развитие мышления, действия, речи (усвоение информации до 90%).
Слайд 27Игровой метод
Виды :
Игровое взаимодействие – установление правил порядка действия участников.
Дидактическая игра
– коллективная целенаправленная деятельность, в которой все участники объединены одной целью и задачей (анализ конкретной ситуации).
Игровое проектирование – разработка проекта какой-то технологии, нового объекта и т.п.
Социоигровые – технологии обучения, методики театральной подготовки в виде социальных ролей.
Деловая игра – метод имитаций профессиональной и не профессиональной деятельности.
Интерактивная игра – это тренинговая форма проведения занятия.
Слайд 28Педагогические приёмы
Развитие критического мышления
Приём «Корзина идей, понятий, имён…»
Приём «Кластер»
Приёмы на стадии
рефлексии (синквейн, диаманта, эссе и др.)
Приём «Интеллект – карты»
Приём «Кубик – Блума»
Приём «Инсайт»
Приём «ПОПС – формула»
Приём «Шесть шляп мышления»
Слайд 29Развитие критического мышления
Критическое мышление – один из инновационных путей раскрытия духовного
потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях.
(Д. Клустер Что такое критическое мышление? )
Слайд 30Первая стадия - вызова
Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика
знания по данной проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Слайд 31Вторая стадия - осмысление
Эта стадия позволяет:
получить новую информацию;
осмыслить её;
соотнести с уже
имеющимися знаниями.
Слайд 32Третья стадия - рефлексия
Эта стадия позволяет:
осмыслить всю полученную информацию;
присвоить новое знание;
сформировать
у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Слайд 33Приём «Корзина идей, понятий, имен,…»
Называется проблема, задается вопрос о том, что
известно ученику по этой проблеме.
Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме (строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1 – 2мин.
Обмен информацией по проблеме в парах или группах. Время обсуждения не более 3 – х минут.
Группы по кругу называют сведения, факты, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения).
Связывание в логические цепи, исправление ошибок происходит по мере освоения новой информации.
Слайд 34Приём «Кластер»
Кластер в переводе означает
пучок, созвездие.
Кластер – это графическая организация
материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы.
Слайд 36Кластер решает такие педагогические задачи
активизируется деятельность учащихся;
учащиеся учатся работать в
группе;
учащиеся учатся оценивать результат, как своей деятельности, так и деятельности своих товарищей.
Слайд 37Что позволяет определить анализ
составленного кластера ?
то, что ученик запомнил из
пройденного материала;
содержит ли кластер какие-то принципиальные ошибки;
владеет ли ученик системным мышлением.
Слайд 38Что ценится в данной работе?
уметь выделять смысловые категории, слова;
устанавливать причинно-следственные
связи;
умение систематизировать материал;
собственное видение предложенной темы.
Слайд 39Как организовать процесс оценивания?
По окончании выполнения задания для сравнения можно
показать на доске 2 разных по содержанию кластера и предложить учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам.
При этом учитель выбирает два разных по уровню исполнения кластера.
Ученики сами выбирают критерии оценки и оценивают работу своих товарищей
Слайд 40В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели:
скорость исполнения,
правильность причинно-следственных
связей,
широта охвата материала.
Слайд 41Примеры использования приёма
1. Учитель сам представляет кластер перед тем, как начинает
рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер.
2. Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера.
Слайд 42Приёмы на стадии рефлексии
Синквейн
Диаманта
Эссе
Телеграмма и др.
Слайд 43Что такое синквейн?
Это стихотворение,
состоящее из пяти строк
составленное по определенной
схеме.
Слайд 44Дидактический синквейн:
Первая строчка представляет собой существительное, как правило, ключевое слово темы
урока или тему, которую задал учитель.
Во второй строчке – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.
Третья строчка представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящих с данным существительным.
Четвёртая – ключевая фраза, наиболее важная идея.
Пятая строчка – снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.
Слайд 45Схема составления синквейна
Существительное – тема синквейна (объект)
2 прилагательных описывающие признаки и
свойства объекта
3 глагола– действия, совершаемые объектом
Предложение – отношение автора к объекту
Синоним к первой строчке – суть объекта
Слайд 46Пример синквейна
Учитель
Трудолюбивый, знающий
Помогает, учит, поощряет
Учитель нужный человек
Творец.
Слайд 47Знакомство с синквейном проводится так
объясняют правила написания синквейна;
в качестве примера приводятся
несколько синквейнов;
задается тема синквейна;
фиксируется время на данный вид работы;
заслушивают варианты синквейнов по желанию учеников.
Слайд 48Заключение
синквейны очень полезны в качестве:
инструмента для синтеза и обобщения сложной информации;
средства
оценки словарного запаса учащихся;
средства творческого самовыражения.
Синквейн о синквейне
Стройный, лаконичный,
Мыслит, обобщает, собирает.
Помни: краткость – сестра таланта.
Инструмент (для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации)
Слайд 49Приём «Интеллект-карты»
Использование карт памяти может помочь вам организовать новую информацию в
легко усваиваемую и запоминаемую форму. Вы можете использовать карты памяти для запоминания любой информации – книг, лекций, встреч, интервью, телефонных разговоров.
Слайд 52Приём «Кубик Блума»
«Почему»,
«Объясни»,
«Назови»,
«Предложи»,
«Придумай»,
«Поделись»
На гранях кубика написаны начала вопросов:
Слайд 53К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции,
т.е. простому воспроизведению знаний.
Слайд 54Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик
в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.
Слайд 55Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых
ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Слайд 56И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной
деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
Слайд 57Приём “Кубик Блума” можно использовать как самостоятельно, так и в контексте
Техники активно-продуктивного чтения”.
Слайд 58Приём «Инсайт»
1. После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что
они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме.
2. На следующем этапе мы предлагаем работу в паре – обменяться информацией, дополнить друг друга.
Слайд 59Приём «Инсайт»
3. Затем пары объединяются в группы (как правило, по 4
человека, то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям).
4. Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация (таблица, схема и т.д.).
Слайд 60Приём «Инсайт»
5. И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст
по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.
После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками:
Слайд 61Приём «Инсайт»
Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает
ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.
Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.
Слайд 62Приём «Инсайт»
Итог:
Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести
в памяти все, что им известно о предмете разговора Можно разделить этот этап на три части: индивидуальный, парный и в группах.
Второй этап – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину».
Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы).
Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания).
Слайд 63Приём «ПОПС формула»
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С
– следствие (или суждение)
Слайд 64Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение
(объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Слайд 66Белая шляпа: информация
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание
на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Если руководитель предлагает своим подчиненным надеть свою белую шляпу — это значит, что он ждет от них полной беспристрастности и объективности, призывает выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер или свидетель в суде.
Слайд 67Черная шляпа: критика
Мышление в черной шляпе предназначено для того, чтобы представлять все
в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.
Слайд 68Желтая шляпа: логический позитив
Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть
выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой).
Слайд 69Зеленая шляпа: креативность
Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы
проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы возможны в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления.
Слайд 70Красная шляпа:
чувства и интуиция
Красную шляпу надевают редко и на достаточно
короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно.
Слайд 71Синяя шляпа:
управление процессом
Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все
действия участников совещания стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий совещание, он все время в синей шляпе.
Слайд 72Литература
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г.
«Содержание и технологии обучения в средних специальных
учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования».