Слайд 1
АКТИВНЫЕ и ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Слайд 2Пассивный метод
В традиционной организации учебного процесса в
качестве способа передачи информации
используется односторонняя форма коммуникации
Слайд 3Недостатки пассивного метода
1 – Пассивность обучающегося во время занятия, его функция
– слушание, но от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не остается и следа;
2 – Преподаватель, как правило, использует материал, который не является оригинальным. Односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа лектора. Оригинальны лишь способы его конструирования, логика и манера изложения
Слайд 4Активный метод
Форма многосторонней коммуникации
в
образовательном процессе
Слайд 5Интерактивное обучение
Это диалоговое обучение, в ходе
которого
осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося
Слайд 6 Особенности взаимодействия преподавателя и обучающегося
– пребывание субъектов образования в
одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач
Слайд 7Суть интерактивного обучения
Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают
Слайд 8Совместная деятельность обучающихся
В процессе познания, освоения учебного материала каждый вносит свой
особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества
Слайд 9 В интерактивном обучении меняется взаимодействие
преподавателя и обучаемого
Активность педагога уступает место активности обучаемых,
а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Интерактивные методы не заменяют
лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению
лекционного материала
Слайд 10
Достоинства интерактивных форм проведения занятий
Пробуждают интерес у обучающихся;
поощряют активное участие
каждого
в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению
учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие
на обучающихся;
осуществляют обратную связь
(ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения
Слайд 11 Правила организации интерактивного обучения
1. В работу
должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах
Слайд 12 Правила организации интерактивного обучения
4. Подготовка помещения
для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
6. Поделить участников на группы на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора
Слайд 13
Основные интерактивные формы проведения учебных занятий
творческие задания;
работа в малых
группах;
дискуссия;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками,
лекция- пресс-конференция,
мини-лекция);
Слайд 14Основные интерактивные формы проведения учебных занятий
эвристическая беседа;
разработка проекта (метод проектов);
использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, (например, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки);
системы дистанционного обучения;
обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС- формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»); тренинги;
метод кейсов
Слайд 15Творческое задание
Составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое
и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса,
включая преподавателя
Слайд 16Работа в малых группах
Это одна из самых
популярных стратегий, так как
она дает всем обучающимся
(в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать
навыки сотрудничества,
межличностного общения
(в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать
возникающие разногласия).
Все это часто бывает невозможно
в большом коллективе
Слайд 17Деловая игра
Средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные)
методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности
Слайд 18Эвристическая беседа
Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов
и примеров побуждает обучающихся прийти к самостоятельному правильному ответу. В эвристической беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений,
когда студенты ищут истину
во взаимодействии,
активизируя мышление друг друга