Слайд 2Представление
опыта работы
Развитие пространственных представлений
Слайд 3«
Формирование пространственных представлений выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего
детства .
Однако в связи с тем, что «владение пространственными представлениями и наличие пространственного воображения … являются одним из основных критериев образованности учащегося в области математики», как утверждал известный социальный психолог Г.Гибш, задача формирования этого вида мышления традиционно считается одной из задач математического образования ребенка.
Столь же традиционно эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в средней школе.
Слайд 4Цель – формирование пространственных представлений у школьников.
Задачи:
Проанализировать систему формирования геометрических
представлений в курсе математики начальной школы;
Развивать пространственные представления у младших школьников;
Знакомить ребенка с органическими для него геометрическими методами познания как естественной составляющей математических методов;
Готовить младших школьников к усвоению понятия о пространственности реального мира.
Слайд 5Актуальность
Пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его
пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль при этом играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
Слайд 6Актуальность
Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития в целом, поскольку
играет большую роль не только при изучении геометрии, но и других учебных дисциплин.
Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение рисования, черчения, физики, географии, технологии и ряда других школьных предметов.
Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту и специалистам многих других профессий.
Слайд 8Научная обоснованность
Формирование пространственных представлений у младших школьников способствует развитию восприятия,
памяти, внимания, выработке у младших школьников математических понятий.
Переход от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей, сопоставления их друг с другом.
В этом процессе большое значение принадлежит и речи, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки.
Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться формально-логическое мышление, которое является основой умственного развития младшего школьника.
Слайд 9Технология
Методы обучения младших школьников, определяются, прежде всего, особенностями познавательных возможностей
детей, а также самим предметом геометрии как науки о свойствах геометрических фигур.
Слайд 10Технология
Оперирование пространственными образами:
Преобразуется пространственное положение и не затрагивается структура образа;
Преобразуется структура
образа путём различных трансформаций;
Исходный образ преобразуется длительно и неоднократно.
Слайд 11Технология. Виды работ. Формирование пространственных представлений с первых уроков 1 класса
раскрасить
предметные картинки;
нарисовать «дорожку»;
обозначить предметы буквами;
сравнить фигуры и найти лишнюю;
вырезать и составить заданную фигуру из деталей;
измерь, начерти;
решить графическую или геометрическую головоломку и др.
Слайд 14
Технология
Использование межпредметных связей на уроке математики по развитию графических умений (минутки
графического творчества на уроках математики)
Слайд 15Задание: используя узоры народных промыслов, придумай и нарисуй свой узор.
Работы учеников
1 класса 3 класса
Слайд 17
Раскрась кольца пирамидки, если желтое кольцо находится между красным и синим
кольцами, а синее между желтым и зеленым
Слайд 18
По щучьему велению ведра с водой ходят в избу
сами так, что озеро всегда остается от Емели справа. Нарисуй дорожку, по которой ходит Емеля
Слайд 19
Мартышка, попугай, слоненок и удав отправляются в путешествие. «Все
садятся в вагоны, следующие за моим», - приказала мартышка. «Я поеду между слоненком и удавом», - сказал попугай. «А я поеду за попугаем», - промолвил слоненок. Обозначьте нужной буквой вагон, в котором поедет каждый из друзей
Слайд 20
Два дома соединены пешеходными дорожками. Нарисуй линией путь, по
которому можно обойти все дорожки только по одному разу, если прогулку надо начать и закончить у дома, изображенного слева.
Слайд 21Дорисуй флажки, соблюдая закономерность их расположения .
Слайд 22Катя, Маша и Петя нарисовали пейзажи, которые они видят. Найди и
обозначь нужной буквой тот пейзаж, который нарисовал каждый из детей
Слайд 23Упражнения на развитие умений представить мысленно различные положения и форму предметов
при изучении многогранников.
Развитие таких умений должно опираться на практические упражнения с развертками многогранников:
- из данной развертки склеить куб ;
- отметить на развертке одним цветом ребра,
которые необходимо склеить, чтобы получить
данную фигуру.
Слайд 24
• • •
•
•
•
•
•
•
•
•
На доске или
плакате рисуется несколько последовательностей лучей,
например таких,
какие изображены на рисунке.
С помощью вопросов типа:
Что интересное заметили?
Как меняется
направление линий?
и подобных детям
предлагается найти
закономерность
в каждом ряде и
продолжить этот ряд.
Слайд 25Задачи на превращения геометрических фигур.
На первом этапе работы с такими
задачами ученики выполняют задания, используя фигуры, вырезанные из цветного картона. На втором этапе, после приобретения соответствующих навыков, задания выполняются мысленно с последующей проверкой верности своего выбора путем сбора фигуры.
Слайд 26Задание: найдите закономерность и угадай, какая следующая фигура, нарисуй её.
Слайд 27Какую фигуру справа можно получить при складывании данных частей, расположенных слева;
Как
называются выбранные вами фигуры? Чем они похожи? Чем отличаются?
Какие еще фигуры можно собрать из двух фигур, изображенных слева? и т.д.
Слайд 28Задания на подборку фигуры заданной формы и размера «Подбери заплатку».
Задания выполняются
путем логического мышления; предположения детей проверяются практически, так как все детали съёмные.
Слайд 29
Какая фигура расположена слева? Как называется фигура, расположенная справа?
Какие фигуры
расположены слева от круга? А какие – справа от квадрата?
Какая фигура находится между кругом и прямоугольником? Между треугольником и кругом?
Переложите прямоугольник так, чтобы он оказался справа от треугольника и слева от овала? Как это можно сделать?
Куда можно переложить треугольник, чтобы он был справа от круга? и т.д.
Слайд 30
Какая фигура, не имеющая объема, находится в верхнем ряду?
Как нужно переставить
фигуры, чтобы все плоские находились внизу?
Между какими фигурами находится цилиндр?
Назовите фигуры, расположенные выше красного треугольника и левее пирамиды?
Как переставить фигуры, чтобы квадрат стал выше и правее треугольника? И т.п.
Слайд 31Условия эффективности
Формирование пространственных представлений должно отводиться постоянное внимание не только на
отдельных уроках (с ответствующими темами), а в течение всего периода обучения математике в начальной школе, содержащих геометрический материал.
При этом необходимо опираться на практическую деятельность учеников в сочетании с дидактически обоснованной игровой формой.
Слайд 32Результативность
Таким образом, неизбежно вытекает вывод о том, что,
обучая младших школьников математике, необходимо так ставить вопросы и организовывать познавательную деятельность, чтобы задания были направлены не только на формирование математических понятий, но и на развитие пространственного мышления детей, без которого невозможно развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.
Слайд 33Потенциальные возможности
Из курсов педагогики и методики математики известно, что деятельность может
быть репродуктивной и продуктивной.
Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления.
Она находит своё выражение в таких операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение.
Включение этих операций в процесс усвоения содержания обеспечивает реализацию продуктивной деятельности младших школьников.