Слайд 1Повышение учебной мотивации учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности
Учитель
начальных классов: Калдыбаева И.М.
2019 г.
Слайд 2Учебная мотивация
Для формирования
познавательной активности обучающихся основой является мотивация, потому что развивает мышление, и помогает приобретать знания, которые нужны для успешной деятельности как в учебном процессе, так и в последующей жизни ребёнка…
Слайд 3Заниматься формированием мотивации к обучению необходимо именно в начальной школе, потому
что на начальной ступени обучения ведущей деятельностью для ребёнка является учебная. И к тому времени, когда ребёнок окончит обучение в начальной школе мотивации необходимо придать определённую форму, т.е. сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
Слайд 4Необходимо, чтобы у обучающихся формировались:
1. Непосредственно-побуждающие мотивы, которые основываются на эмоциональных
проявлениях личности, как на положительных, так и на отрицательных эмоциях.
2. Перспективно-побуждающие мотивы, здесь ученик должен понимать значимость знания и учебного предмета в частности.
3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, в данном случае получение знаний не должно быть навязанным, очень важно чтобы ученик получал удовлетворение от самого процесса познания.
Слайд 5Развитие учебной мотивации – процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Если своевременно
применять и чередовать на разных этапах урока разнообразные приёмы и формы работы, то формирование мотивации укрепит желание обучающихся овладевать новыми знаниями.
В своей работе применяю следующие приёмы:
Слайд 6Приём «Фантастическая добавка»
Например, ученикам предлагается представить себя верёвкой, при помощи которой
отправился в полёт глухарь из русской народной сказки «Белые пёрышки», и попытаться пересказать эту историю с позиции верёвки.
Ведь именно необычное привлекает внимание и способствует умственному развитию ребёнка.
Слайд 7Приём «Необычное»
В этом приёме ученику нужно в реальную ситуацию добавить фантастическую
деталь. Например, можно перенести учебную задачу на фантастическую страну; придумать фантастических живых существ; перенести реального или литературного героя во времени; т.е. рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: глазами вымышленного животного, сказочного персонажа, инопланетянина и много другого. Удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течении длительного времени.
Слайд 8Правильное использование игровых ситуаций и других элементов занятий помогает способствовать формированию учебной мотивации.
Например, при закреплении или проверке знаний на уроке можно использовать игру «Иду в магазин».
В игре участвует весь класс. Ученикам даются флажки (они могут выбрать их сами): зелёные — это «покупатели», розовые — это «продавцы». «Продавцы» приглашают в магазин и предлагают «покупателям» задание, которое заранее написано на карточке. «Продавцы» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «покупателя».
Слайд 9Приём «Помоги герою сказки»
На уроке математики во 2-м классе «Сложение и
вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Ученикам поставлена цель: помочь герою какой-либо сказки, придумать задания исходя из содержания сказки. Например, помочь Рукодельнице, из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», пройти задания, которые наказал ей Мороз Иванович.
Слайд 10Приём «Найди лишнее»
А) 20, 100, 40, 90, 60.
Б) 70, 4, 18,
39, 58.
Разгадайте правило, по которому записан каждый ряд чисел и продолжите его.
19, 17, 15, …
71, 73, 75, …
44, 46, 45, 47, 46, …
23, 26, 24, 27, …
91, 95, 92, 96, 93, …
Слайд 12Привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев можно развивать и
сохранять учебную мотивацию у младших школьников с помощью занимательных заданий, загадок, и ребусов. Очень важно поддерживать постоянный интерес к предмету, использовать правильную формулировку заданий и форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
Слайд 13Приём «Найди лишнее слово в каждом ряду»
Тигр, Медведь, собака, обезьяна
Машина, корабль,
теплоход, лодка
Ворона, сорока, ласточка, тюлень
Груша, яблоко, малина, апельсин
Слайд 14Включение проблемных заданий в процесс обучения позволяет повторить ранее изученный материал и
подготовить к знакомству с новыми учебными знаниями, навести на выявление проблемы, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому важно находить, конструировать для учебного процесса противоречия в различных заданиях, давать проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению, которые должны быть связанны с жизненным опытом учеников.
Слайд 15Кукла стоит 57 руб., плюшевый мишка – 48 руб.
Всё ли
нам дано для того, чтобы решить эту задачу? Ученик должен сказать, что не задан вопрос к задаче, не понятно что нужно найти. Ребёнок должен прийти к выводу, что нужно задать вопрос, прежде чем решать эту задачу.
Слайд 16Творческое задание
На уроках русского языка:
1.Создание кроссвордов по теории. Развивает самостоятельность при
изучении и поиске информации в различной литературе и интернет источниках.
2.Словарную работу можно задать по иному, например дать задание ученику, чтобы он подготовил небольшую презентацию о каком-либо словарном слове, т.е. позволить ему самостоятельно найти значение этого слова и презентовать его классу.
Слайд 17Развитию мотивации также будет способствовать работа учеников в системе «1 ученик-1
компьютер». Ребята в начальной школе довольно хорошо владеют компьютером. Этот гаджет представляет для них наибольший интерес. Поэтому, можно заменять некоторые задания на работу в компьютерах. В наших компьютерах имеются специальные образовательные программы, такие как: «Отличник», «Академия младшего школьника».
Также использовать задания в этих программах можно в качестве поощрения. Например, если ученик справился со всеми заданиями на уроке, то в оставшееся время можно посадить его за компьютер для выполнения заданий в какой-либо из программ.
Слайд 18Пример задания программы «Отличник» по русскому яз.
Слайд 19Пример задания программы «Отличник» по математике
Слайд 20Пример задания программы «Академия младшего школьника» по русскому яз.
Слайд 21Пример задания программы «Академия младшего школьника» по математике
Слайд 22Во время уроков и внеклассных мероприятий включаю в свои уроки:
-
Загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой, дать возможность ребятам самим подобрать пословицу к какой-то ситуации.
- Во время занятий стараюсь не обрывать ответ ученика, хоть он и не верный, даю возможность высказать своё мнение, и затем обращаюсь к классу с вопросом: «Все ли согласные с мнением этого ученика?». Класс самостоятельно исправит все не верно сказанное учеником.
Слайд 23Вывод: Все выше перечисленные приёмы, оказывают правильное влияние на развитие познавательной
и личностно-мотивационной сферы обучающегося. Для развития учебной мотивации важно помнить, что необходимо создавать благоприятную обстановку для обучающихся, важно чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на уроке, только тогда он сможет показать все свои способности в полной мере. И конечно не стоит забывать об индивидуальном подходе для каждого ученика. Это важно не только для успешной учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.