Слайд 1Тема по самообразованию
Повышение качества речевой обученности обучающихся через уроки развития
речи
Слайд 2Есть все фактические и теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной
зависимости от речи.
Л. С. Выготский
Слайд 3Обученность и Обучаемость.
Обученность — это те характеристики психического развития ребенка, которые
сложились в результате всего предыдущего хода обучения.
Обучаемость — это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности.
Слайд 4Из чего же складывается?
Обученность:
запас имеющихся знаний,
запас приобретаемых знаний
Обучаемость:
-восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания,
-готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Слайд 5Вывод:
обученность — это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик,
обучаемость — характеристика его потенциального развития.
Слайд 6Качество обученности
самостоятельность
осознанность
действенность
Слайд 7Показатели обученности:
активность ориентировки в новых условиях,
интеллектуальная инициатива,
восприимчивость к помощи
другого человека при выполнении трудного для ученика задания,
способность школьника к последующему самостоятельному решению аналогичных задач,
темп продвижения ученика.
Слайд 8Показатель сформированности знаний:
Владение понятиями:
узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений,
конструирование определений, понятий);
раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием и их классификация);
раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);
установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем);
характеристика действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и интеллектуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).
Слайд 9Владение фактами:
знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала,
времени и др.);
установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними);
Владение научной проблематикой:
узнавание научных проблем в контексте обучения;
формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации;
наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.
Слайд 10Владение теориями:
узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала);
раскрытие содержания теории
(характеристика основных положений, доказательств, выводов);
характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических применениях, прогностических возможностях и др.).
Владение закономерностями и правилами:
узнавание правила, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала);
формулирование закономерности, правила;
раскрытие содержания правила, закономерности (характеристика сущности, условий и границ, проявления, применения);
характеристика действий, связанных с применения правила закономерности.
Слайд 11Владение методами и процедурами:
узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала;
раскрытие содержания
метода, процедуры (характеристика действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения);
характеристика условий применения метода, процедуры.
Слайд 12 Речь тесным образом связана с
обучением, так как уровень овладения речи определяет уровень мышления, интеллекта, культуры, мировоззрения и способствует развитию успешности ученика.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Слайд 13Речевая деятельность
Устная
говорение и слушание
Письменная
письмо и чтение
Слайд 14Свойства речи:
Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и
стремлений, их значительность и соответствие действительности;
Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Слайд 15 Этапы овладения речи по
А.
Н. Леонтьеву
(онтогенез-процесс овладения речью)
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Слайд 16Речевые характеристики этапов овладения речью
1-й - голосовые реакции, гуление, лепет,подражание,повторение
2-й
- особое внимание к артикуляции окружающих (речь ситуационная), понимание словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов, начинает формироваться грамматический строй речи.
3-й - развивается навык слухового контроля за собственным произношением (фонематическое восприятие), быстрое увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, высказывания детей напоминают короткий рассказ, овладение монологической речью, дифференцирование гласных и согласных звуков, мягких и твердых согласных, сонорных, шипящих и свистящих звуков, контекстная речь.
4-й - сознательное усвоение речи, овладение звуковым анализом, усваивание грамматических правил построения высказываний, формирование письменной речи.
Слайд 17Дальнейший процесс развития речи будет определяться обстановкой в доме ученика, и
его собственными психологическими особенностями, и уже сложившимся объемом его активного словарного запаса.
За период обучения в школе ученик овладевает навыками написания:
сочинения с элементами рассказа;
сочинения с элементами описания;
сочинения по картине;
устное сочинение;
сочинения публицистического характера;
сочинения в жанре рекламы
сочинения- отзыва;
сочинения с грамматическими заданиями;
сочинения в жанре дневниковых записей;
сочинения в жанре эссе;
сочинения в жанре письма;
подробного изложения (максимально близкое к тексту);
сжатого изложения;
выборочного изложения.
Слайд 18 Навыки написания творческих работ по русскому языку в
процессе обучения формируются постепенно и выбираются учителем в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями обучающегося.
Для повышения интереса и привлечения внимания к правильности речи можно использовать материал ИКТ, инсценировать речевые ситуации, применять элементы диспута, дискуссий, знакомиться с интересными историческими фактами великих ораторов.
Такие формы обучения позволят обучающемуся сформировать способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, потребность в нахождении и получении речевых знаний, в постоянном их пополнении.