Слайд 1Портфолио как образовательная технология: как средство обобщения и презентации педагогического опыта
к.п.н.,
доцент кафедры ЕНО СПбАППО Иваньшина Елена Владимировна
Слайд 2
«Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда
она образование поставит на почву самообразования, саморазвития и лишь по мере средств и возможности будет помогать этому процессу» (П.Ф.Каптерев)
«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем»
(Я.А.Коменский)
Слайд 3
Портфолио как образовательная технология: как средство обобщения и презентации педагогического опыта
Слайд 4Полезные ссылки
http://russia.tv/video/show/brand_id/3838/episode_id/1098376/video_id/1081838/
Слайд 5 Что такое «Портфолио»?
Согласно К. Берк, «портфолио
— это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности... в более полную картину».
Портфолио — нечто большее, чем просто папка ученических работ; — это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся [Студент в поле информации и коммуникации, кол. авт. Т.Г.Галактионова и др., СПб, PETROC, 2000 с. 61] .
Портфолио (портфель, папка) – инструмент самооценки познавательного, творческого труда участников образовательного процесса, рефлексии собственной деятельности (Шалыгина И.В.)
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов участника образовательного процесса в определенный период его обучения.
Слайд 6Виды портфолио
По цели, отражающей результат (для кого собирается):
портфолио-собственность (для себя);
портфолио-отчет
(для других участников образовательного процесса).
По содержанию:
портфолио достижений – отражает успехи и направлен на повышение собственной значимости (грамоты, награды…);
рефлексивный портфолио – раскрывает динамику личностного развития, позволяет оценить результативность деятельности за определенный период (к/р, творч. раб., сочинения, эссе, видеокассеты, результаты психологических обследований…)
проблемно-исследовательский – связанный с написанием реферата, научной работы, содержит набор материала по определенным рубрикам;
тематический – создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса
Слайд 7Функции «портфолио»
Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени
Целеполагания
- поддерживает учебные цели
Мотивационная - поощряет резуль-таты учащихся, преподавателей и родителей
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году
Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Слайд 8Педагогическая философия
портфолио
Педагогическая философия «У.П.» как формы оценки предполагает:
Смещение акцента с того,
что учащийся не знает, не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
Интеграцию количественной и качественной оценок;
Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Слайд 9Педагогические возможности портфолио
Портфолио позволяет решать целый спектр педагогических задач:
Развивать навыки рефлексивной
и оценочной деятельности обучающихся.
Поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообразовательной деятельности.
Стимулировать и поддерживать учебную мотивацию.
Определять образовательные результаты, включая различные виды компетентности.
Определять динамику развития учебно-познавательной деятельности, трудности в усвоении учебного материала.
Способствовать организации метапознавательной деятельности.
Слайд 10Что такое аутентичное оценивание ?
«Оценка не кнут и не пряник, а
просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна».
Форма оценки личностных достижений и образовательных результатов
равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
Слайд 12Формы оценивания портфолио
таблица «П.С.В.» (Положительно. Советы, Вопросы);
таблица «Д.В.П.» (Достоинства. Вопросы. Пожелания);
Слайд 13Критерии оценивания тематического портфолио
Каждый из письменных компонентов оценивается по четырех балльной
шкале (от 1 до 4) по следующим критериям:
наличие собственной позиции (точки зрения);
установление внутренних взаимосвязей;
степень обоснованности материала; доказательности выводов и заключений;
способ подачи материала (язык, стиль и др.);
соответствие правилам оформления работы.
Т.Г.Новикова, М.А.Пинская, А.С.Прутченков, Е.Е.Федотова. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта). //Профильная школа, 2005, № 5, с. 46-48.
Слайд 14Основные критерии оценки портфолио (С.Дж. Пейп, М. Чошанов):
Самый высокий уровень - «Портфолио»
характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание «Портфолио» свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении «Портфолио» ярко проявляются оригинальность и творчество.
Высокий уровень - в «Портфолио» полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.
Слайд 15Критерии оценки портфолио
Средний уровень - в «Портфолио» полностью представлена обязательная категория, по
которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или Учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.
Слабый уровень - «Портфолио», по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т.д. По такому «Портфолио» практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.
Оценку «Портфолио» можно заносить в специальный лист оценки.
Слайд 16Схема технологического построения учебного процесса (по Кларину М.В.)
П.Т. – это
воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель
Признаки:
диагностичность описания цели;
воспроизводимость педагогического процесса;
воспроизводимость педагогических результатов
Слайд 17Запуск портфолио
Алгоритм создания:
Определение вида портфолио (может быть задан преподавателем или выбран
по желанию обучающихся);
Мотивация: каждому участнику образовательного процесса должно быть понятно, какова цель данного портфолио;
Аннотирование портфолио (выбор рубрик);
Выбор времени работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки;
Оформление;
Способы и критерии оценивания
Слайд 18Три обязательных элемента портфолио
Сопроводительное письмо владельца портфолио с описание цели,
предназначения и краткого описания документа
Содержание или оглавление
Самоанализ и взгляд в будущее
Слайд 19 «Учебный портфель»
Содержание:
Титульная страница;
Аннотированное содержание;
Краткая история успехов ученика в изучении темы;
Самые
интересные (значительные) конспекты, доклады, д/р, схемы, таблицы, иллюстрации;
Проекты, с/р, информационные технологии;
Материалы групповой и парной работы (КТД);
Любимая работа;
Письменная оценка рецензента (родителей, педагогов, учащихся)
Самооценка, рефлексия
Слайд 20Портфолио учителя
«In folio», как по латыни говорили,
То - лист, что пополам
сложили.
Значит, будет ДВА РАЗДЕЛА.
Бумажек меньше, больше дела!
Я бы так определила:
Слайд 23Презентация портфолио: основные документы
Слайд 24Презентация портфолио: технологии
Слайд 27Презентация портфолио:
конференции, конкурсы учителя
Слайд 28Презентация портфолио: публикации
Слайд 29Презентация портфолио: открытые уроки
Слайд 30Презентация портфолио: наставничество
Слайд 31Презентация портфолио: результаты ЕГЭ, ГИА
Слайд 32Презентация портфолио: конкурсы, олимпиады уч-ся
Слайд 34
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»
(Коко Шанель)