Слайд 1Тема: Понятие, система и структура органов исполнительной власти
Дисциплина: административное право
Слайд 2План
Понятие органов исполнительной власти
Классификация органов исполнительной власти
Система федеральных органов исполнительной власти
Структура
федеральных органов исполнительной власти
Список используемой литературы
Слайд 3
Понятие органов исполнительной власти
Специфику и правовой статус органа государственной власти определяют
его функции и задачи, формы и методы, которые он реализует от имени государства в объеме и пределах своей компетенции. Эти полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц издавать нормативные правовые акты, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять государственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения), обеспечивающие их реализацию.
Орган исполнительной власти является частью государственного аппарата, имеет установленную законом или другим нормативным правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальный масштаб деятельности и уполномочен выступать от имени государства, реализовывать исполнительно-распорядительную деятельность при повседневном регулировании управленческих отношений в сфере хозяйственной, социально-культурной, а также осуществление государственного управления в административно-политической сфере и межотраслевыми комплексами.
Слайд 4АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
Административная правосубъектность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием,
а прекращается в связи с их упразднением. Объем компетенции органов исполнительной власти (задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативно-правовых актах.
Слайд 5Классификация органов исполнительной власти
Органы исполнительной
власти можно
классифицировать по:
Характеру компетенции;
Территориальной деятельности.
Порядку решения подведомственных вопросов;
Основаниям и порядку образования;
Слайд 6По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются:
общей компетенции, решающие вопросы
управления во всех сферах жизнедеятельности населения на определенной территории (Правительство РФ; правительства республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения; администрации областей других субъектов РФ);
отраслевой компетенции, решающие вопросы в пределах одной отрасли управления (в основном все министерства, некоторые государственные комитеты, департаменты и др.), то есть субъекты принимающие в большей части правовые акты, обязательные для исполнения внутри отрасли;
межотраслевой компетенции, решающие вопросы межотраслевого характера, то есть принимающие нормативные правовые акты по предметам ведения и в объеме полномочий, обязательные для исполнения неподчиненными им органами (например, министерство финансов, министерство экономического развития и торговли, государственные комитеты стандартизации и метрологии, по статистики и др.).
Слайд 7По основаниям образования органы исполнительной власти классифицируются:
конституционные или уставные органы
государственной власти (президенты и их администрации, правительства, главы субъектов федерации и их администрации);
создаваемые на основе законов и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, федеральные комиссии, агентства, департаменты, управления и другие ведомства).
Слайд 8По порядку образования:
избираемые населением (президенты, главы субъектов РФ и др.);
образуемые путем
издания указа Президента РФ, указов президентов республик, распоряжений глав правительств, администраций субъектов федераций.
Слайд 9По порядку решения вопросов:
коллегиальные органы (Правительства РФ, правительства субъектов РФ, большинство
государственных комитетов);
единоначальные органы, в которых руководителем в подведомственных вопросах единолично принимается решение (например, министерства, агентства, службы, надзоры и др.).
С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней:
федерального
субъектов Российской Федерации.
Слайд 10Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)
— это совокупность государственных
органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.
Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно- территориального деления, и в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Слайд 11В систему федеральных органов исполнительной власти, утвержденную указом Президента РФ от
14.08.1996 г. № 1176 входят:
Министерства Российской Федерации
Федеральные агентства
Федеральные службы РФ
Слайд 12Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и
осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр).
Слайд 13Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России — федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета РФ, председатель Федеральной комиссии России. Федеральная служба России, Российское агентство, Федеральный надзор России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России, Российское агентство — генеральный директор Российского агентства, Федеральный надзор России — начальник Федерального надзора России.
Слайд 14
В объеме компетенции полномочно издавать индивидуальные правовые акты; выдавать лицензии; регистрировать
акты, документы, права и объекты; вести реестры, регистры и кадастры; осуществлять правоприменительные функции.
В сфере своей деятельности ФС не в праве осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами президента РФ или постановлениями Правительства РФ, если в его ведении. Не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказывать государственные платные услуги.
Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры. ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных правовыми актами президента и Правительства России.
Слайд 15Структура ФОИВ состоит как бы из двух «блоков»:
«Первый блок» - федеральные
министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ (5 федеральных министерств – МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России; 5 федеральных служб и 2 федеральных агентства – государственная фельдъегерская служба РФ, служба внешней разведки РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ).
Слайд 16«Второй блок» ФОИВ находится в ведении Правительства РФ. Такие федеральные министерства
(здравоохранения и социального развития; культуры и массовых коммуникаций; образования и науки; природных ресурсов; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; транспорта; финансов; экономического развития и торговли); два министерства (регионального развития и информационных технологий и связи). В подчинении Правительства России находятся два гос. Комитета, 10 федеральных служб и 2 федеральных агентства.
Создание ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом России по предложению Председателя Правительства России.
Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, утверждаются указом Президента РФ, а положение о других федеральных органах исполнительной власти утверждается постановлением Правительства России.
Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.
Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
Слайд 17ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Система органов исполнительной власти основана на принципе
федерализма и административно- территориального деления, что нашло отражение в Конституции РФ, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ.
Слайд 18В соответствии с принципом система органов исполнительной власти включает два уровня
(подсистемы) по вертикали:
Являясь единой системой исполнительной власти в РФ, эти органы призваны, в пределах своих полномочий, решать основные социально-экономические задачи, защищать основные права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан. 115
Особое положение у нас занимает институт президентуры, что, в конечном счете, существенно отражается на разрешении многих экономических и организационно-правовых проблем не только на теоретическом, но и на практическом уровне.
Федеральные органы исполнительной власти РФ
Органы исполнительной власти субъектов РФ (республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).
Слайд 19
Структура федеральных органов исполнительной власти
— это форма взаимосвязи элементов (органов) системы,
образованная в целях успешной реализации функций и задач государственного управления по предметам ведения и в объеме полномочий. Неделимым элементом организационной структуры ФОИВ является должность федерального государственного служащего.
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных структур системы федеральных органов исполнительной власти осуществляется после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование этих органов в основном осуществляется из средств федерального бюджета. Создание структуры ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Слайд 20СТРУКТУРА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Орган исполнительной власти как целостная система управления должен
при этом иметь научно- обоснованную организационную структуру и штаты. Должность федерального государственного служащего является основным элементом структуры органа исполнительной власти. Каждая организационная структура имеет вертикальную связь между соподчиненными органами управления и горизонтальное построение отдельных подразделений.
Горизонтальное построение органа исполнительной власти включает в себя три составные части: руководство, коллегиальный орган и аппарат управления. К руководству относятся руководитель, его первый заместитель и заместители. Распределение должностных обязанностей между руководителями закрепляется соответствующими правовыми актами.
Штатное расписание — это правовой документ, в котором закреплено, кто персонально осуществляет функции и за что 118 отвечает. Штатное расписание утверждается руководителем органа, предприятия, учреждения или организации. Руководитель органа исполнительной власти утверждает штатное расписание, содержащее перечни структурных подразделений, их наименование, должности и оклады.