Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ
«ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ»
Слайд 2Память –
есть форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении, воспроизведении
или забывании личностью ее опыта.
Является важнейшей познавательной функцией, лежит в основе развития и обучения. Имеется у всех живых существ. У животных два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к обучению.
У человека память- средство запоминания,
способ хранения информации.
Память лежит в основе способностей
человека, приобретения знаний,
формирования навыков. Распад памяти
приводит к распаду личности.
Слайд 3Процессы памяти-
это различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К
процессам памяти относят :
Запоминание
Воспроизведение
Сохранение
Забывание
Слайд 4Запоминание-
процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его
со старым материалом.
Бывает произвольное и непроизвольное запоминание.
При непроизвольном человек не ставит перед собой задачу запомнить что-либо. Цель произвольного-запомнить точно, на максимально продолжительный срок, чтобы потом воспроизвести или просто узнать.
Слайд 5Сохранение и забывание
Сохранение-удержание заученного в памяти. Бывает активное и пассивное. В
первом случае заученный материал преобразуется, от простого циклического повторения до включения в системы новых связей. Во втором случае активных преобразований нет.
Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, процесс “стирания” следов, затормаживания связей. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается изменениям и включается в опыт субъекта.
Слайд 6Узнавание и воспроизведение
Воспроизведение - появление в памяти ранее воспринятых мыслей, осуществление
заученных движений.
Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).
Воспроизведение отличается от узнавания тем, что образы, закреплённые в памяти, активизируются без опоры на вторичное восприятие объектов. Физиологически это означает наличие различных следов - стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).
Припоминание - активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее волевых усилий. Протекает
успешно, когда забытый факт
воспроизводится не изолированно,
а в связи с другими фактами,
событиями и обстоятельствами,
сохранившимися в памяти.
Слайд 7Виды памяти
1. Образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная ( в основе-объект запоминания:
предметы, явления, мысли, движения, чувства)
2. Произвольная и непроизвольная (в основе-степень волевой регуляции памяти)
3. Кратковременная, долговременная и оперативная ( в основе-длительность сохранения в памяти)
Виды памяти различают в зависимости оттого, что запоминается и насколько долго помнится.
Слайд 8Образная память -память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи,
вкусы. Бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Зрительная и слуховая память обычно у всех людей развиты весьма не плохо. А вот осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными: интенсивно развиваются в связи с видом деятельности.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, которые не существуют без языка, отсюда название. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
Двигательная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ходьбы, письма и т.д.
Слайд 9В зависимости от целей деятельности память бывает непроизвольная и произвольная.
Непроизвольная-запоминанием
и воспроизводим, но нет цели что-то запомнить или припомнить.
Произвольная-когда такая цель есть.
Есть еще долговременная память, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, десятилетия) удержание знаний, сохранение умений и навыков.
Кратковременная характеризуется очень кратким сохранением после однократного не долгого восприятия и немедленным воспроизведением.
Слайд 10Отдельный вид памяти - оперативная память.
Оперативной памятью называют запоминание сведений, данных
на время, необходимое для выполнения какого-либо действия, операции. Например, удерживать в памяти действия необходимо до получения результата, в дальнейшем они могут быть забыты.