Презентация, доклад на тему Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста

Содержание

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок

Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Мастер-класс «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»


Подготовила: Антонова В.В.
воспитатель МБДОУ №15 «Ромашка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

Слайд 2В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка

дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным

Слайд 3. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации

развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.». Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это: игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.
. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного

Слайд 4 Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые

задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу. 2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать. 3. Поддерживать инициативу
Для развития детской инициативности нужно:   1.Давать простые задания (снимать Страх

Слайд 5 Способы поддержки детской инициативы:
- предоставлять детям самостоятельность во всем,

что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; - отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; - не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. .- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; - поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. - для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; - содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; - поощрять различные творческие начинания ребенка.
Способы поддержки детской инициативы: - предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их

Слайд 6Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок

«Я могу», «Я сумею»;
создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения: -  формирование установок «Я могу», «Я сумею»; создание ситуации

Слайд 7«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает,

и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- Лев Семёнович Выгодский.

 Актуальность темы Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов

Слайд 8Цель исследовательской деятельности:

Развивать интерес ребёнка к окружающему миру, активности, инициативности и самостоятельности, в его познании в ходе практической деятельности, предполагает решение следующих задач:

формирование у детей диалектического мышления; т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности. 

Цель исследовательской деятельности:

Слайд 9Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности
Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности );


Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности ); Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения

Слайд 10При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:  
Развивать

у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
Не сдерживать инициативу детей;
Не делать за них то, что они могут сделать; 
Не спешить с вынесением оценочных суждений;
Помогать детям, управлять процессом усвоения знаний;
Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:  Развивать у детей умение действовать самостоятельно и

Слайд 11Любознательность ребенка проявляется в том, что малыш:
активно стремится к новым впечатлениям,

любит наблюдать за окружающим;
быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
радуется своим открытиям, стремится, поделится ими со взрослыми.

Любознательность ребенка проявляется в том, что малыш:активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;быстро обнаруживает новое,

Слайд 12 Основными материалами для экспериментирования с детьми раннего

возраста являются – вода, песок, крупы, то есть те материалы, которые безопасны для детей.
Игры с водой

Основными материалами для экспериментирования с детьми раннего возраста являются – вода, песок, крупы,

Слайд 13 Игры с водой - они не только чрезвычайно увлекательны,

но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Игры с водой - они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают

Слайд 15На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая

их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Для этих игр потребуются специальные материалы: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.
На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые

Слайд 16 В качестве познавательного материала для экспериментирования детей раннего

возраста подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.
 Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача педагога: привлечь внимание ребенка, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддержать самостоятельные действия, но, ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачу. Если
окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обращайте на них внимание детей – прислушивайтесь вместе с ними к этим звукам. К скрипу двери, к пению птиц, к звучанию музыкальных инструментов. И к тишине.
В качестве познавательного материала для экспериментирования детей раннего возраста подойдут коробочки с различными затворами,

Слайд 17 Игры с крупами. Играть можно любыми крупами, но

все-таки, лучше начинать с манки. Она чистая, очень мелкая, и не страшно, если малыш её попробует. Подавиться сложно, в уши и нос засунуть как скажем ядрицу гречихи не получится. Чуть позже можно попробовать игры с кукурузной крупой, а затем и с гречкой, горохом, фасолью и рисом.
Игры с крупами. Играть можно любыми крупами, но все-таки, лучше начинать с манки. Она

Слайд 18Игры с крупами

Игры с крупами

Слайд 19Дидактическая игра «Собери бусы» (макароны)

Дидактическая игра «Собери бусы» (макароны)

Слайд 20
Игры с песком. Песочница – излюбленное место игр

во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как дети играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Ребенок видит образец и пытается повторить. Также, игры с песком необходимо организовывать и в группе, в центре «Песок и вода» помогает воспитателю в решении об одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Малыши очень любят такие игры.
Игры с песком. Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы

Слайд 21 Отмечается что игры с песком и водой самые

устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться  так, чтобы легко было проводить уборку  и чтобы дети могли подходить к нему  со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.
Вывод: систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детскую исследовательскую деятельность позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы, дать начальное представление о физических свойствах предметов.
Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры.

Слайд 22Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть