Слайд 1Петрова А.Л. Совершенствование технологии маркетинговых исследований
рынка образовательных услуг.
Выполнила: Брагина
А.В.
Слайд 2В отличие от других отраслей знаний, имеющих глубокие исторические традиции, проблемы
негосударственного высшего профессионального образования в условиях рыночных отношений, сложившихся в России, относятся к «молодой» и поэтому малоизученной
области знаний.
Многие из рассматриваемых проблем ещё
находятся в стадии разработки, отсутствуют
единые мнения по поводу толкования целого
ряда определяющих положений и понятий,
используемых в оценках деятельности
высших учебных заведений.
Как показывает анализ многие аспекты маркетинговой сферы деятельности негосударственных вузов, в зависимости от складывающейся конъюнктуры образовательного рынка, остаются еще мало исследованными и требуют особого рассмотрения.
Слайд 5Причины различия положений спроса на предоставление образовательных услуг негосударственного сектора от
государственного:
Слайд 6Виды конкурентных стратегий:
Слайд 7Конкурентные стратегии для образовательного рынка:
Слайд 8- Конкуренция в области образовательных услуг, прежде всего, должна заставлять негосударственные
вузы добиваться постепенного и значительного сокращения издержек.
- В рыночных условиях эффективная конкуренция должна характеризоваться повышением качества образовательных услуг при одновременном снижении их стоимости или удержании её в определённых границах, диктуемых требованием эффективности.
-На хорошо функционирующем конкурентном рынке образовательных услуг действуют простые экономические законы: желание вузов, как производителей образовательных услуг, повысить цены всегда будет уравновешиваться абитуриентами, как потребителями, которые будут покупать только то, что им нужно и что они могут себе позволить, исходя из своих доходов.
Основные положения, отражающие направления предпринимаемых эффективных мер для повышения конкурентоспособности сводятся к следующему:
Слайд 9Можно ожидать, что спрос на платные образовательные услуги, особенно негосударственных вузов,
в большинстве своем менее престижных и привлекательных в глазах основной части населения, чем государственные, также существенно снизится.
Слайд 10Из таблицы следует, что за рассматриваемый период времени общий рыночный спрос
на получение высшего профессионального образования на платной основе ежегодно возрастал и в 2003 г. достиг 1 021 400 чел.
При этом средний темп роста рыночного спроса до 2000 г. составлял 41%. Однако, в период с 2000-го по 2003 г. темп роста начал падать: в 2002 г. он стал равным 2,5%, а в 2003г. - 14%. С учётом прогнозируемой выше неблагоприятной демографической ситуации можно заключить, что общий рыночный спрос на платные услуги в ближайшей перспективе останется на уровне около 1 млн. чел. в год.
Слайд 11Большое влияние на рыночный спрос имеет платежеспособность населения. Несмотря на рост
валового внутреннего продукта в России за последние четыре года в среднем на 6% в год и увеличение доходов населения на 7-8% в стране наблюдается неадекватный рост платёжеспособности населения.
Слайд 12Средние слои населения, являющихся основными «поставщиками» студентов в вузы (63%), получают
не большую часть доходов от наблюдаемого роста экономики. Основная часть доходов достаётся богатым и состоятельным слоям населения. Поэтому в условиях значительной инфляции (10 - 12% в год), постоянного роста цен на товары и услуги первой необходимости, увеличения цен на образовательные услуги платёжеспособный спрос большинства населения России, относимого к средним слоям, в настоящее время снижается.
Слайд 13Содержание образовательной услуги включает комплекс следующих взаимосвязанных компонентов:
Слайд 14Наиболее обоснованным показателем конкурентоспособности вуза в сфере образовательной деятельности является интегральная
сумма знаний, умений и навыков, которая усваивается студентом в результате его обучения по выбранной специальности.
Данный показатель основан не только на оценке степени усвоения и закрепления студентом определённого объёма знаний, умений и навыков требуемой структуры, но и на факте предоставления ему вузом запланированного объёма знаний, умений и навыков.
Только в идеальном предельном случае между ними можно поставить знак равенства.
Слайд 15Степень усвоения знаний зависит от:
Слайд 16В настоящее время учащиеся отличаются достаточно высоким уровнем предпочтений. Учитывая это,
вузы вынуждены оперативно корректировать состав и содержание предлагаемых специальностей и специализаций, что требует значительных усилий и дополнительных затрат.
В результате реальное
фактическое предложение
образовательных услуг
объективно всегда будет
отставать от требуемого,
желаемого, что в целом
ведет к снижению
потребительного эффекта
от оказания образовательных услуг.
Слайд 17Следствие сложившейся ситуации на сегодняшний день:
Слайд 18 Негосударственный сектор высшего образования в едином образовательном пространстве Российской Федерации
состоялся и в основном, оправдывает своё предназначение.
На протяжении последних лет продолжается процесс расширения негосударственного сектора высшего образования.
В настоящее время доля негосударственных вузов в числе всех вузов России составляет 37,4%.
В негосударственных вузах обучается 860 тыс. студентов.
В связи с этим, содержание программ обучения в негосударственных вузах, объём знаний, практических навыков и умений, получаемых в результате обучения, профессиональный уровень выпускников и их востребованность на рынке труда, приобретают общегосударственное значение.
Слайд 20Проблема повышения качества образования и достижения высокой конкурентоспособности негосударственных вузов не
может быть решена без должной организации и проведения каждым вузом маркетинговых мероприятий и внедрения эффективных технологий в
сфере управленческой,
экономической
и учебно-воспитательной
деятельности.
Слайд 22Негативные факторы, снижающие конкурентоспособность и качество образовательных услуг негосударственных вузов:
Слайд 23 Основные направления повышения конкурентоспособности образовательных услуг негосударственных гуманитарных вузов:
Слайд 241. За период реформ и перехода к рыночным экономическим отношениям в
России сформировался негосударственный сектор высшего профессионального образования. Доля негосударственных вузов достигла около 40% от общего числа образовательных учреждений высшей школы. Количество студентов обучающихся в негосударственных вузах составляет более 14% от общего числа студентов. Емкость рынка платных образовательных услуг за период 1997-2003 годы выросла в 5 раз и достигла более миллиона человек. Приведенные данные свидетельствуют о том, что на рынке образовательных услуг, особенно предоставляемых негосударственными вузами, складывается ситуация, при которой неизбежна их конкуренция в сфере образовательной деятельности. Вместе с тем, конкуренция на рынке образовательных услуг ещё не обрела масштабности и ярко выраженных форм стратегии конкурентного поведения. Наибольшее распространение в негосударственном секторе образования получила стратегия выживания.
Выводы и предложения, представленные в работе:
Слайд 252. Проблема повышения качества образования и достижения высокой конкурентоспособности негосударственных вузов
не может быть решена без должной организации и проведения каждым вузом маркетинговых мероприятий и внедрения эффективных технологий в сфере управленческой, экономической и учебно-воспитательной деятельности.
Выводы и предложения, представленные в работе:
Слайд 26Выводы и предложения, представленные в работе:
3. Негативными факторами, снижающими конкурентоспособность и
качество образовательных услуг негосударственных вузов, в настоящее время являются:
- непоследовательная государственная политика в области реформирования образования;
- постоянный рост цен за аренду помещений и коммунальные услуги;
- снижение темпа роста рыночного спроса (с 57,1% в 1998 г до 14% в 2003г), вследствие уменьшения платёжеспособного спроса средних слоев населения - основных «поставщиков» платных студентов;
- рост конкуренции со стороны государственных вузов, постоянно увеличивающих количество платных мест для абитуриентов;
- сравнительно узкий спектр направлений и специализаций обучения;
- рост издержек при реализации инноваций, приводящих в условиях самоокупаемости и самофинансирования к систематическому увеличению платы за учёбу;
- недостаточная укомплектованность квалифицированными преподавателями (имеющими учёные степени и звания); слабая связь с общеобразовательными школами и колледжами; предвзятое психологическое отношение к платному образованию.
Слайд 27Выводы и предложения, представленные в работе:
4. Комплексная оценка конкурентоспособности образовательных услуг
негосударственных вузов не в полной мере учитывает взаимосвязанные показатели социально-экономических отношений, складывающихся в процессе деятельности персонала в рыночных условиях. В практике определения конкурентоспособности не внедряются модифицированные математико-статистические методы экспертных оценок показателей качества учебно-воспитательного процесса.
Слайд 28Выводы и предложения, представленные в работе:
5. В качестве основных направлений повышения
конкурентоспособности образовательных услуг негосударственных гуманитарных вузов на базе совершенствования технологии организации и проведения маркетинговых исследований предлагаются: внедрение в учебный процесс структурных и содержательных прогрессивных элементов, способствующих развитию интеллектуального и материального потенциала вуза до уровня государственного высшего профессионального образования ведущих профильных вузов страны по направлениям и специальностям, необходимым народному хозяйству; создание необходимых условий для эффективного использования финансовых средств, поступающих в виде платы от студентов в процессе обучения, гарантирующих возможность будущего трудоустройства выпускников в соответствии с выбранной специальностью; - обеспечение роста престижа и известности вуза, повышения его рейтинга путём организации тесного содружества с рекламными компаниями и средствами массовой информации на основе реальных достижений в повышении качества предоставляемых образовательных услуг и наиболее полного соответствия их интересам общества.
Слайд 29Следует подчеркнуть особую значимость наращивания усилий руководящего и профессорско-преподавательского состава в
направлении достижения высокого уровня предоставляемых на рынок образовательных услуг по качеству и доступности населению, соблюдения соответствующих требований государственных образовательных стандартов и потребителей в лице предпринимательских структур и административных учреждений, благодаря современным эффективным технологиям организации и проведения маркетинговых исследований с целью разработки целенаправленных мероприятий, обеспечивающих эффективную деятельность негосударственного вуза в рыночных условиях.