Слайд 1Педагогика сотрудничества как педагогическая парадигма
Слайд 2Педагогика сотрудничества – направление в педагогике, представляющее собой систему методов и
приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности детей.
Слайд 3Педагогика сотрудничества не воплощена в конкретной модели как целостная технология.
Педагогику сотрудничества
следует рассматривать как проникающую технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления и источником прогрессивных педагогических идей.
Слайд 4Классификация
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По ориентации на личностные структуры:
всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая и воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
Слайд 5Классификация
По организационным формам: академическая и клубная, индивидуальная и групповая.
По подходу к
ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая.
Слайд 6Целевые ориентации
Переход от педагогики требований к педагогике отношений;
Гуманно-личностный подход к ребёнку;
Единство
обучения и воспитания.
Слайд 7Концепция сотрудничества
Сотрудничество – идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой
взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности.
Слайд 8Концепция сотрудничества
Сотрудничество – многоаспектное понятие; но важнейшее место в нем занимают
отношения «учитель – ученик».
Учитель и ученик – равноправные субъекты педагогической деятельности.
Слайд 9Концепция сотрудничества
Сотрудничество в отношениях «ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности
школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
Слайд 10Концепция сотрудничества
Принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей
и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
Слайд 11Основные направления
Гуманно-личностный подход к ребёнку;
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
Концепция воспитания;
Педагогизация окружающей
среды.
Слайд 12Гуманно-личностный подход
Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей
целостной совокупности качеств личности.
Гуманно-личностный подход к ребёнку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.
Слайд 13Гуманно-личностный подход
новый взгляд на личность как цель образования, личностная направленность
учебно-воспитательного процесса;
гуманизация и демократизация педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения;
новая трактовка индивидуального подхода;
формирование положительной Я-концепции.
Слайд 14Новый взгляд на личность
Ребёнок в школе – полноценная человеческая личность;
Личность –
субъект, а не объект педагогического процесса;
Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
Каждый ребёнок обладает способностями, многие дети талантливы;
Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности.
Слайд 15Гуманизация и демократизация
Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.
Слайд 16Гуманное отношение к детям
педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
оптимистическая
веру в ребёнка;
сотрудничество, мастерство общения;
отсутствие прямого принуждения;
приоритет положительного стимулирования;
терпимость к детским недостаткам.
Слайд 17Демократизация отношений
уравнивание ученика и учителя в правах;
право ребенка на свободный выбор;
право
на собственную точку зрения;
право на ошибку.
Слайд 18Учение без принуждения
требовательность без принуждения, основанная на доверии;
увлечённость, рождённая интересным преподаванием;
замена
принуждения желанием, которое порождает успех;
ставка на самостоятельность детей;
применение косвенных требований через коллектив.
Слайд 19Индивидуальный подход
отказ от ориентировки на среднего ученика;
поиск лучших качеств личности;
применение психолого-педагогической
диагностики личности;
учёт особенностей личности;
прогнозирование развития личности;
конструирование индивидуальных программ развития.
Слайд 20Концептуальные положения
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания,
формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение национальных и культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
Слайд 21Педагогизация среды
Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению
к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.