Слайд 2Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним
Уметь он должен доказать иное
Коль не согласен он с тобой
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
Слайд 3Современный урок: метапредметный подход.
Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты –
по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
Слайд 4Что я должна учитывать?
- Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные
образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
- Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию о окружающем его мире.
- Основные понятия метапредметного подхода.
Слайд 5"Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение
(метаспособ).
Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (универсальные знания и способы или мыследеятельность)
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.
Слайд 6Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения
задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
- навыки переработки информации
- критическое мышление
- творческое мышление
Слайд 7Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а
учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Слайд 8Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют
в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Слайд 9ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ:
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
«Мироведение»
«Смысл»
«Ситуация»
«Схема»
«Идеализация»
Слайд 10«ЗНАНИЕ»
В рамках этого метапредмета формируется свой блок способностей. К их числу
можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Слайд 11«ЗНАК»
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся
выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
Слайд 12Метапредмет «Проблема»
обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности)
учащегося, поскольку при попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу, порождающему проблему. Появление своей точки зрения в проблемной ситуации и превращение ее в позицию представляет собой процесс самоопределения.
Слайд 13«ЗАДАЧА»
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и
способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Слайд 14«Мироведение»
Как устроен мир? Какова связь природы и культуры? Что такое пространство
и время? Подобные вопросы составляют основу учебного метапредмета — интегрированного развивающего курса «Мироведение», в котором предлагается особый тип образования, соединяющий гуманитарные и естественнонаучные способы познания. Основные темы курса «Происхождение мира», «Стихии мира», «Царства природы» могут быть рассмотрены как в начальной, так и в средней школе.
Слайд 15что я делаю? (предмет деятельности);
для чего я это делаю? (какова цель);
как
я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
какой это дает результат?
за счет чего этот результат достигнут?
Слайд 171. Это интегрированный урок
2.Деятельность или практическая работа учащихся организуется не с целью
передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
3.Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4.Системная работа со способом деятельности под постоянным контролем со стороны учителя.
5.Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Слайд 18Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование
учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умени й.Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Слайд 19Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания
должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Слайд 20. Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать
информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
Слайд 21“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
П.П.Болонский
Слайд 22Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет
сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Метапредметность выступает как условие целостности познания.