Презентация, доклад на тему Педагогический проект учителя биологии на тему: Развитие познавательной самостоятельности в процессе обучения биологии

Содержание

Скажи мне – и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Дай мне сделать самому - и я научусь (восточная мудрость)

Слайд 1Развитие познавательной самостоятельности в процессе обучения биологии
Учитель биологии Чернитовского филиала МОУ

Алгасовской СОШ
Дударева Надежда Викторовна
Развитие познавательной самостоятельности в процессе обучения биологииУчитель биологии Чернитовского филиала МОУ Алгасовской СОШ Дударева Надежда Викторовна

Слайд 2Скажи мне – и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Дай

мне сделать самому - и я научусь (восточная мудрость)
Скажи мне – и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Дай мне сделать самому -

Слайд 3I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Актуальность темы:
Обучение в одном классе школьников с

сильно различающимися психофизиологическими особенностями
Снижение мотивации обучения
Способность самореализововаться
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Актуальность темы:Обучение в одном классе школьников с сильно различающимися психофизиологическими особенностямиСнижение мотивации обученияСпособность

Слайд 4Противоречия
Между большим объемом содержания учебных программ и плохо сформированными общеучебными умениями

и навыками учащихся
Между расширяющимся информационным потоком и отсутствием навыков критической обработки поступающей информации
Противоречия Между большим объемом содержания учебных программ и плохо сформированными общеучебными умениями и навыками учащихсяМежду расширяющимся информационным

Слайд 5Основополагающий вопрос
Как способствовать формированию познавательной самостоятельности школьников с разным уровнем психофизиологических

особенностей обучающихся в одном классе, повысить их интерес к обучению?
Основополагающий вопросКак способствовать формированию познавательной самостоятельности школьников с разным уровнем психофизиологических особенностей обучающихся в одном классе, повысить

Слайд 6

Изучить и проанализировать теоретический материал.
Сформировать банк методических разработок.
Формировать компетенции в сфере

познавательной самостоятельной деятельности.
Разработать и апробировать диагностический инструментарий

ЗАДАЧИ

Развитие ПС школьников возможно, если работа учителя:
осуществляется целенаправленно и систематически;
опирается на педагогические технологии, направленные на личностно-ориентированное обучение;
педагогические методы и приемы постепенно усложняются, соответствуя возрасту.

ГИПОТЕЗА

Изучить и проанализировать теоретический материал.Сформировать банк методических разработок.Формировать компетенции в сфере познавательной самостоятельной деятельности.Разработать и апробировать диагностический

Слайд 7Объект

Предмет исследования исследования

учебно–воспитательный процесс в 6-9 классах на уроках биологии

Влияние условий на развитие познавательной самостоятельности школьников среднего возраста

Объект           Предмет  исследования

Слайд 8Методологический Участники подход

проекта

Системный, комплексный, исследовательский

учитель биологии
учащиеся 5-9 классов

Методологический     Участники      подход

Слайд 9Ожидаемые результаты
У педагога:
повышение профессиональной компетенции по исследуемой теме;
накопление банка методических разработок.


У школьников:
Повышение уровня сформированности познавательной самостоятельности,
мотивации обучающихся к изучению предмета,
качества знаний по биологии.

Ожидаемые результатыУ педагога:повышение профессиональной компетенции по исследуемой теме;накопление банка методических разработок. У школьников:Повышение уровня сформированности познавательной самостоятельности,мотивации

Слайд 10II. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительно-аналитический 2007 – 2008 уч год

Изучение теоретических

основ о развитии познавательной самостоятельности школьников разного возраста
Создание «методической копилки» приемов и методов, способствующих развитию познавательности различного возраста обучаемых
Диагностика учащихся по выявлению психофизиологических особенностей
Диагностика учащихся по уровню сформированной познавательной самостоятельности
Разработка пробных программ обучения биологии, с опорой на развитие познавательной самостоятельности школьников
Проведение пробных занятий с приемами, способствующих развитию познавательной самостоятельности различного возраста обучаемых
II. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА  Подготовительно-аналитический 2007 – 2008 уч годИзучение теоретических основ о развитии познавательной самостоятельности

Слайд 11Внедренческий 2008 – 2009 уч год
Создание условий в процессе обучения биологии

для развития познавательности самостоятельности школьников
Пополнение «методической копилки» приемами и методами, способствующими формированию познавательной самостоятельности разного возраста обучаемых
Внедрение в образовательный процесс обучения биологии приемов и методов, способствующих развитию познавательной самостоятельности разного возраста обучаемых
Диагностика учащихся
Внедренческий 2008 – 2009 уч год Создание условий в процессе обучения биологии для развития познавательности самостоятельности школьниковПополнение

Слайд 12Аналитико-коррекционный 2009-2010 уч. год
Итоговая диагностика учащихся
Анализ и коррекция итогов проекта
Ознакомление

педколлектива школы с результатами работы
Составление школьных программ по биологии, ориентированных на развитие познавательной самостоятельности обучаемых
Аналитико-коррекционный 2009-2010 уч. год Итоговая диагностика учащихсяАнализ и коррекция итогов проектаОзнакомление педколлектива школы с результатами работыСоставление школьных

Слайд 13III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Изучение теоретических основ по исследуемой проблеме
Создание и

внедрение методических разработок, направленных на развитие познавательной самостоятельности различного возраста обучаемых
Организация образовательного процесса
Педагогические технологии, используемые при личностно-ориентированном обучении
Педагогические методы и приемы развития познавательной самостоятельности


III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ Изучение теоретических основ по исследуемой проблеме Создание и внедрение методических разработок, направленных на развитие

Слайд 14Самостоятельность ученика – качество личности, характеризуемое решительностью, инициативностью, независимостью суждений, умением

без посторонней помощи находить пути решения.
Познавательная самостоятельность – решительность, инициативность, выражающиеся в стремлении познания, постижении нового.

Изучение теоретических основ по исследуемой проблеме

Самостоятельность ученика – качество личности, характеризуемое 			решительностью, инициативностью, независимостью суждений, умением без посторонней помощи находить пути решения.Познавательная

Слайд 15Уровни развития познавательной самостоятельности

Уровни развития познавательной самостоятельности

Слайд 16Изменение мотивационных видов деятельности в среднем школьном возрасте.
Вид деятельности
Самоконтроль
Память
Чтение
Монологическая речь
Письменная речь
Мышление
Средний

возраст
контроль по результату или заданному образцу,
стремление к саморегуляциизамедление механической памяти
правильное беглое чтение
пересказ небольшого произведение или отрывка текста
письменное изложение
мышление наглядно-действенное и наглядно-образное
Изменение мотивационных видов деятельности в среднем  школьном возрасте. Вид деятельностиСамоконтрольПамятьЧтениеМонологическая речьПисьменная речьМышлениеСредний возрастконтроль по результату или

Слайд 17Организация образовательного процесса
познавательной самостоятельности велось в двух направлениях:

обеспечение усвоения программного

материала школьниками на уроках;
внеклассная деятельность школьников;

Создание и внедрение методических разработок

Организация образовательного процесса познавательной самостоятельности велось в двух направлениях:обеспечение усвоения программного материала школьниками на уроках;внеклассная деятельность школьников;Создание

Слайд 18Требования эффективного формирования познавательной самостоятельности :
многообразие заданий и видов деятельности;
соответствие

индивидуальным особенностям обучающихся;
деятельные формы обучению;
создание условий выбора.

Требования эффективного формирования познавательной самостоятельности :  многообразие заданий и видов деятельности;соответствие индивидуальным особенностям  		обучающихся;деятельные формы

Слайд 19Педагогические технологии, используемые при личностно-ориентированном обучении.
Педагогические методы и приемы развития познавательной

самостоятельности.


Педагогические технологии, используемые при личностно-ориентированном обучении. Педагогические методы и приемы развития познавательной самостоятельности.

Слайд 20Педагогические методы и приемы развития познавательной самостоятельности.
Классификация методов (Лернер И.Я.

и Скаткин М.Н)
объяснительно иллюстративный,;
репродуктивный;
проблемное изложение;
частично-поисковый, или эвристический;
исследовательский

Педагогические методы и приемы развития познавательной самостоятельности. Классификация методов (Лернер И.Я. и Скаткин М.Н) объяснительно иллюстративный,;репродуктивный;проблемное изложение;частично-поисковый,

Слайд 21Приемы мотивации
эмоциональный настрой;
проблемный вопрос;
использование личного опыта;
игровые моменты;
связь с практикой.


Приемы мотивацииэмоциональный настрой;проблемный вопрос;использование личного опыта;игровые моменты;связь с практикой.

Слайд 22Выбор методов обучения биологии определяется
объемом и особенно содержанием учебного материала;
возрастом

(возрастной психологией) обучающихся;
подготовленностью, общим развитием и эрудицией обучающихся;
микроклиматом в классе и в школе;
различием и характером оборудования и средств наглядности;
количеством обучающихся в классе и их однородностью;
конкретной целью и задачами, поставленными перед уроком

Выбор методов обучения биологии определяетсяобъемом и особенно содержанием учебного материала; возрастом (возрастной психологией) обучающихся; подготовленностью, общим развитием

Слайд 23Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса Педагогические технологии Педагогические методы и приемы


Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса Педагогические технологии Педагогические методы и приемы

Слайд 24IV. Мониторинг проекта
Эффективность урока
Изменение уровня познавательной потребности в 6,7,8,9 классах


Изменение уровня мотивации в 7 классах

Качество знаний по биологии по итогам года в 6-9 классах


IV. Мониторинг проекта  	Эффективность урока Изменение уровня познавательной потребности в 6,7,8,9 классах Изменение уровня мотивации в

Слайд 25Результаты проекта

ПЕДАГОГ
На различных этапах проекта накоплено и реализовано:
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов на основе программ Пасечника В.В. и Захарова В.Б.
Элективный курс по биологии « Колесо здоровья» (34 часа).
Дидактические материалы к урокам в бумажном и электронном видах.:
методические разработки внеклассных мероприятий;
методические разработки по организации экскурсий;
памятки для проведения исследовательской работы учащимися;
памятки для работы с дополнительной литературой.
ШКОЛЬНИКИ
увеличилось количество обучающихся со средним и высоким уровнем познавательной самостоятельности
возросла мотивация школьников к обучению
повысилось качество знаний по биологии
увеличилась доля школьников, участвующих в творческих конкурсах различных уровней
Результаты проекта

Слайд 27Выводы:
Формирование и развитие познавательной самостоятельности обучающихся возможно при создании определенных условий.

Созданные в ходе реализации проекта условия: обеспечение усвоения программного материала школьниками на уроках, внеклассная деятельность школьников.
Использование технологий личностно-ориентированного обучения, инновационных методов и приемов, соответствующих возрасту обучаемых способствуют повышению их мотивации к обучению, уровню познавательной самостоятельности.
Разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности предоставляют возможность реализовать себя школьникам с различными потребностями и психофизиологическими возможностями. Появляется возможность более эффективно работать с «трудными» учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Реализуется желание «сильных» учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, «слабые» получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Формирование и развитие ПС способствует самореализации учащихся, раскрытию творческих способностей, что подтверждается их успешным выступлением в научно-исследовательских и творческих конкурсах.

Выводы:Формирование и развитие познавательной самостоятельности обучающихся возможно при создании определенных условий. Созданные в ходе реализации проекта условия:

Слайд 28Ресурсы:
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии.-М.: «5

за
знания»,2006.
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961.
Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Методы обучения. Дидактика средней школы/ Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. М.: «Просвещение», 1975. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие. Под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995.
Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001
Немов Р.С. Психология. Психология образования. М.: «Просвещение», 1995.
Петунин О.В. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.
Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Тесты для выбирающих профессию/ Сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
Портфолио ученика средней школы/ авт.-сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007.
// Биология в школе, 2003, №2, с.20 - Русских Г.А. Адаптивные технологии обучения.
// Биология в школе, 2003, №6, с.25 - Русских Г.А. Новая технология обучения. Педагогическая мастерская.
// Биология в школе, 2003, №3, с.21 - Русских Г.А. Технология проектного обучения.
// Биология в школе, 2003, №6, с.38 – Лернер Г.И. Биология для умников и умниц.
// Биология в школе, 1998, №2, с.76 – Теплов Д.Л. самостоятельная работа учащихся на экскурсии.
// Биология в школе, 2001, №8, с.22 – Садовская И.Л.. Классификация методов обучения. Новый взгляд.
// Биология в школе, 2001, №5, с.28 – Ремизова Н.И.. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности.
// Биология в школе, 2001, №8, с.27 – Ерхова Н.В.. Интегрированные уроки в малочисленной школе.

Ресурсы:Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии.-М.: «5 за

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть