Слайд 1Пасхальное яйцо
Выполнила:
Педагог-библиотекарь МКОУ СОШ № 16 г.Болотное
Громыко Оксана Николаевна
Слайд 2На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное
место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.
Слайд 3Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию.
Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Слайд 4Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос
также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Яйца можно украшать по разному. Есть крашенки, драпанки, крапанки, писанки.
Слайд 5Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца
вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
Слайд 6А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы,
крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.
Слайд 7В какой цвет красить яйца на Пасху
Наши предки чаще всего окрашивали
пасхальные яйца в красные и багряные оттенки, приближая их по цвету к горячему солнечному светилу. Но вместе с тем использовали и другие тона, причем каждый из них нес в себе определенную смысловую нагрузку.
Кстати, даже белое неокрашенное яйцо изначально обладало сакральным значением, ведь этот цвет - символ чистоты, просветления, первозданности и невинности. Например, если на писанках были белые линии, это означало безгрешную жизнь.
Слайд 8Цвета пасхальных яиц
Красный цвет - традиционный. В нем чувствуется сила первозданного
творения, некоего союза творящих сил. Ярко-красные крашенки ассоциируются с радостью жизни, добрыми вестями о возрождении; олицетворяют и священный брак с его любовью, страстью. В красном таится прямой символ небесно священного огня, солнечного светила. Пурпурный оттенок означает власть, розовый - нежность
Слайд 9Оранжевый, желтый
Значение этих цветов очень близко к красному, ведь они также являлись
символами небесного светила. Воплощают плодородие земли, привлекают хороший урожай, достаток, тепло и радость; оберегают от злых сил. Вообще, оранжевые, желтые и подобные им золотистые оттенки действуют на людей весьма положительно, рождая оптимистичное и строение, желание радоваться жизни и нести в мир добро.
Слайд 10
Зеленый олицетворяет весеннее пробуждение сил природы, жизненную энергию, юность, светлые надежды,
у которых есть все шанс осуществиться, личностный рост ведущий к процветанию.
Слайд 11Голубой и синий
Голубой - это символ неба и воздуха. Такая крашенка подраэумевает избавление
от печалей и тревог. Небесный цвет несет очищение - как духовном плане, так и в физическо включает в себя пожелание крепи го здоровья. А в насыщенном синем, кроме того, скрыта некая тайна, суть бесконечного космоса, божественная сакральная мудрость.
Слайд 12
Черный цвет редко применяется при покраске пасхальных яиц. Из-за некоего мрачного символизма,
он чаще используется в общей схеме писанки. С одной стороны, черный - цвет печали и смерти, но в то же время это и цвет ночи - общий символ потусторонних сил, их скрытых тайн. Черный несет в себе олицетворена бессмертия, жизни после смерти. В процессе расписывания яйца чаще всего черный наносят в качестве фона, чтобы еще больше проявить силу других цветов.
Слайд 13Коричевый цвет - символ матушки-земли, ее скрытой мощи. Такая крашенка будет
таить в себе могучую силу и стойкость самой земной тверди, по которой ступает нога человека.
Фиолетовый
Фиолетовая крашенка воспринимается в нашем сознании как символ веры, мудрости и времени.
Слайд 14Драпанки
Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее,
чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Слайд 15
Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Сначала яйцо
красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Слайд 16Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие
произведения народного творчества.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Слайд 17Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в
желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера.