Слайд 5Песни 100:
Три кита в музыке – как фундамент держат на себе
весь огромный, необъятный музыкальный океан. Марш, танец, …
Слайд 6Песни 200
В традиционной народной культуре эта песня могла выполнять магическую
охранную функцию (например, изображали смерть ребёнка, чтобы защитить его от реальной смерти). Песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребенка.
Слайд 7Песни 300
В этих песнях рассказывается о подлинных событиях в истории народа,
будь то татаро-монгольское иго или народные восстания, о живших на самом деле героях русского народа
Слайд 8Песни 400
Яркими представителями этих песен являются «Лучинушка» и «Степь да степь
кругом». В этих песнях возникало желание излить свою душу, свои чувства. В них воплотились серьезные раздумья о горькой доле, о любви к родному краю, о смерти в чужом краю.
Слайд 9Песни 500: Определите песню по нотам:
Слайд 11Инструменты 100
При раскопках в селе Мезин под Черниговом были обнаружены инструменты,
сделанные из челюстей, черепных и лопаточных костей животных. Были даже колотушки из бивней мамонта. Конечно же, ударить камнем о камень человек догадался еще раньше.
Слайд 12Инструменты 200
Для того чтобы звук стал громче и сильнее, этот инструмент
стали удлинять, но играть на нем стало неудобно, поэтому его стали «скручивать». WALDHORN – (дословный перевод с немецкого) лесной рог
Слайд 14Задание «Кот в мешке»: Назовите инструмент
Слайд 15Инструменты 400
Звучит Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»,
тема дедушки. Определите инструмент.
Слайд 16Инструменты 500
Александр Сергеевич Грибоедов, замечательный русский писатель, дипломат, композитор и пианист,
свободно играл на этом инструменте. Летом 1814 года гусарский полк, в котором служил Грибоедов, стоял в Брест-Литовске. Грибоедов зашел в монастырскую католическую церковь, где шла служба, он ее сопровождал, а в конце к изумлению монахов заиграл «Камаринскую».
Слайд 17Голоса 100
Певец, который прошел специальную школу пения и умеет хорошо владеть
голосом, называют именно так.
Слайд 18Голоса 200
Федор Шаляпин обладал голосом, исключительной красоты, яркости и мягкости. Диапазон
его голоса был так велик, что он исполнял партии написанные для другого голоса.
Слайд 19Голоса 300
Некоторые певицы обладающие этим голосом, могут брать ноты фа и
соль третьей октавы. Для него написаны много виртуозных партий в операх: Снегурочка в опере Римского –Корсакова, Людмила в опере Глинки. Сопрано…
Слайд 20Голоса 400
Иногда этому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков. Например
в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинка отдал этому голосу партию Вани.
Слайд 21Голоса 500
Звучит опера «Риголетто» песенка Герцога. Определите голос.
Слайд 22Музыкальная форма 100
Музыкальная форма, в которой написано пьеса «Шарманщик поет» из
«Детского альбома» П. И. Чайковского. Одна из простейших музыкальных форм, состоящая из двух периодов.
Слайд 23Музыкальный форма 200
Музыкальная форма, которая сформировалась в творчестве И.С. Баха и
Г. Ф. Генделя. По строению делится на три части: экспозиция, разработка и реприза.
Слайд 25Музыкальная форма 300
Родиной этой музыкальной формы является Франция. Здесь в старину
был популярен хороводный танец с пением. Дословно, и этот танец, и музыкальная форма в переводе с французского означает «круг, хоровод».
Слайд 26Музыкальная форма 400
Эта музыкальная форма имеет три части, построенные на контрасте:
I – быстрая
II – медленная
III – быстрая.
Она сейчас имеет классический вид, потому что сложилась в творчестве великих венских мастеров Гайдна и Моцарта.
Слайд 27Музыкальная форма 500
Звучит Песня Леля из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Определите форму.
Слайд 30И. С. Бах 200
Небольшой поток воды, так в переводе с немецкого
означает фамилия великого композитора.
Слайд 31И. С. Бах 400
«Выдумка». В творчестве Баха эта пьеса, своего рода
упражнение, которые он сочинял для своих учеников.
Слайд 32И. С. Бах 600
Своими успехами Бах никогда не хвастался, более того,
он не любил о них говорить. Когда его спрашивали, как он добился такого совершенства, он отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, …». Закончите фразу.
Слайд 33И. С. Бах 800
Звучит произведение И. С. Баха. Определите его.
Слайд 37«Классики» 200: Определите композитора
Слайд 38«Классики» 400
Гений, вундеркинд в истории музыке, композитор, который писал с малолетнего
возраста сложнейшие музыкальные произведения.
Слайд 39«Классики» 600
Однажды на светском вечере, этот композитор отказался выступать по просьбе
князя и заперся в знак протеста. Когда взломали дверь, композитор удаляясь заявил: «Князей много, а вот … на свете один!». Назовите фамилию композитора.
Слайд 40«Классики» 800
Определите произведение по нотам.
Слайд 41«Классики» 1200
На премьере Симфонии №102 B-Dur, как только умолкли ее последние
звуки все зрители устремились в переднюю часть зала, чтобы высказать свое восхищение И. Гайдну. В этот момент с потолка срывается люстра и падает на то место, где только что была публика. Какое название получила симфония, в связи с событиями?
Слайд 42Романтизм 200
Романтизм – это идейное и художественное направление в культуре. Полнее
всего романтизм раскрылся в литературе, музыке, театре. Это направление вмещается в один век - …
Слайд 43Романтизм 400
Этот композитор, представитель романтизма, по праву считают создателем нового жанра
– вокальные циклы. В его творчестве их два. Назовите композитора.
Слайд 44Романтизм 600
Этот этюд был написан польским композитором Ф. Шопеном во время
восстания в Польше в 1830 г. против русского самодержавия. Весть о разгроме восстания Польши он воспринял, как патриот. Свои горе, гнев, возмущение он излил в музыке.
Слайд 45Романтизм 800
Композитор, который понимая, что упустил много времени, для совершенствования
игры на фортепиано, изобрел аппарат, который должен был ускорить процесс развития его рук.
Слайд 46Романтизм 1200
Музыкальный фрагмент. Назовите произведение и композитора.
Слайд 47Опера зарубежных композиторов 200
Эта опера написана итальянским композитором Дж. Верди по
заказу египетского хедива к открытию Суэцкого канала и впервые поставлена в Каире в 1871 году.
Слайд 48Опера зарубежных композиторов 400
Французский композитор писал своему другу: «Я не рожден
для симфонии, мне нужен театр: без него я ничто»
Слайд 49Опера зарубежных композиторов 600
Слайд 50Опера зарубежных композиторов 600
Определите из какого произведения и кто автор
музыкального фрагмента.
Слайд 51Опера зарубежных композиторов 800
11 марта 1851 года в Венеции, в театре
«Ла Фениче» состоялась премьера оперы Дж. Верди. Либретто написал известный в то время Ф. Пиаве, автор некоторых других опер Верди. Автором пьесы, на основе которой было написано либретто, был выдающийся французский писатель Виктор Гюго. Однако пьеса под названием «Король забавляется» подверглась жёсткому цензурному прессингу и после двух исполнений на сцене в 1832 году была запрещена. Назовите оперу.
Слайд 52Опера зарубежных композиторов 1200
Достигнув высокого положения, он стал стремиться к созданию
идеальной оперы, в которой драма служила бы главной целью, а музыка – средством. Он считал, что на смену традиционной опере должна прийти музыкальная драма, в которой слово и музыка равноправны и слиты неразрывно.
Слайд 55Русская музыка начала XIX века 300
Назовите название данного музыкального фрагмента
Слайд 56Русская музыка начала XIX века 600
Песни и романсы этот композитор сочинял
всю свою творческую жизнь. К сожалению, много рукописей не сохранилось. Самые известные его романсы «Красный сарафан» и «На заре ты ее не буди».
Слайд 57Русская музыка начала XIX века 900
Композитор, который по обвинению в убийстве,
без каких-либо доказательств вины был сослан в Сибирь в 1927 году и лишен «знаков отличия, чинов и дворянства», как человек, «вредный для общества.
Слайд 58Русская музыка начала XIX века 1200
В 40-50 годы Александр Львович Гурилев
много внимания уделяет вокальной музыке. К этому периоду относятся лучшие из его песен «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», знаменитая «Разлука» на стихи Кольцова и конечно самое популярное его произведение на стихи И. Макарова «…»
Слайд 59Русская музыка начала XIX века 1500
С именем этого композитора связано рождение
нового в русской музыке яркого драматического жанра – баллады. Важнейшей же областью этого композитора является опера. Из них можно назвать «Пан Твардовский», «Вадим или Двенадцать спящих дев», «Аскольдова могила».
Слайд 60М. И. Глинка 300
Сюжет на историческую тему был подсказан композитору великим
поэтом В. А. Жуковским. Работа над оперой проходила быстро. Чтобы оперу поставили, нужно было выполнить два условия – отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу.
Слайд 61М. И. Глинка 600
Всех друзей Глинки привлекала его фамилия. Были написаны
четверостишья в честь успешной премьеры его оперы. Например:
(А. С. Пушкин)
Слушая сию новинку
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в …
(продолжите)
Слайд 62М. И. Глинка 900
В основе этого симфонического произведения М. И. Глинка
использует две такие разные русские народные песни. Первая – задумчивая, напевная, вторая – веселая плясовая.
Слайд 64М. И. Глинка 1200
Попутная песня – яркая жанровая картинка на стихи
Н. Кукольника. Чему она посвящена?
Слайд 65М. И. Глинка 1500
Екатерине Ермолаевне Керн М. Глинка посвятил два произведения.
Одно из них – романс «Я помню чудное мгновение», назовите второе.
Слайд 66Могучая кучка 300
Могучая кучка – содружество композиторов, появившееся на рубеже 50-60-х
годов. Также оно было известно под названием Балакиревский кружок, Новая русская школа, на Западе – Пятерка, по количеству входящих в него музыкантов. Кто дал название содружеству?
Слайд 67Могучая кучка 600
Про него можно сказать: крупный композитор, общественный деятель, выдающийся
химик.
Слайд 68Могучая кучка 900
Составляя либретто к опере, был изменен конец. У Пушкина
в конце трагедии народ безмолствует, а у Мусоргского народ протестует и поднимается на бунт. Назовите оперу.
Слайд 70Могучая кучка 1200
Определите по изображению произведение
Слайд 71Могучая кучка 1500
В этой опере происходит переплетение нескольких линий. Основной принцип
оперы – сопоставление разнохарактерных сцен, прежде всего - мира природы и мира людей. Здесь тесно сплетаются волшебные и реальные сцены, общаются сказочные существа с реальными людьми.
Слайд 72П. И. Чайковский 300
Музыкальный фрагмент
Слайд 73П. И. Чайковский 600
Музыкальный фрагмент
Слайд 74П. И. Чайковский 900
Музыкальный фрагмент
Слайд 75П. И. Чайковский 1200
Музыкальный фрагмент
Технология: игровая деятельность.
Слайд 76П. И. Чайковский 1500
Музыкальный фрагмент
Слайд 78Темы финала
Города
Портреты
Страны
Детство
Слайд 79Вопросы к финалу: Города
Крупнейший город Австрии, расположенный в северо-восточной части страны. Это
мегаполис с неповторимым шармом, энергией и атмосферой, исторический центр которого включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, культурная столица Европы, город удивительно романтичный и открытый, который сохранил свое колоссальное историческое наследие, в котором проживали такие известные композиторы: Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Слайд 80Вопросы к финалу: Портреты
Подпишите фамилии к портретам
Слайд 81Вопросы к финалу: Страна
Государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова. Эта
страна дала миру известного композитора и дирижера – Эдварда Грига. Он был первым классиком этой страны, поставивший музыкальную культуру в ряд с передовыми национальными школами Европы.
Слайд 82Вопросы к финалу: Детство
Детство этого замечательного композитора прошло в городе Воткинске
на Урале. Близость природы, пробуждение интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, все это началось с пяти лет. Он мог часами сидеть за инструментом и играть по памяти иногда один раз услышанные мелодии. Если вся жизнь в музыке, можно ли оставить ее?