Презентация, доклад на тему Отарова А. История Карачаево-Балкарского костюма Исследовательская работа.

Содержание

Национальный костюм карачаевцев и балкарцев – это бесценное неотъемлемое достояние культуры нашего народа, накопленное веками. Национальная одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей нашего народа.

Слайд 1История карачаево-балкарского костюма
Исследовательская работа
Ученицы 9 «Е» класса
Отарова Амира
МКОУ СОШ №9

История  карачаево-балкарского костюмаИсследовательская работаУченицы 9 «Е» класса Отарова АмираМКОУ СОШ №9

Слайд 2 Национальный костюм карачаевцев и балкарцев – это бесценное неотъемлемое достояние культуры

нашего народа, накопленное веками. Национальная одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей нашего народа.
Национальный костюм карачаевцев и балкарцев – это бесценное неотъемлемое достояние культуры нашего народа, накопленное веками. Национальная одежда,

Слайд 3Известный ученый – археолог Е.П. Алексеева писала: «Одно остается и останется

несомненным — карачаевцы и балкарцы — местный, древний народ Кавказа, корни которого уходят в эпоху кавказской бронзы».       
Е.П. Алексеева "Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа"

Известный ученый – археолог Е.П. Алексеева писала: «Одно остается и останется несомненным — карачаевцы и балкарцы —

Слайд 4 Эпоха кавказской бронзы - это промежуток между второй половиной 3-го тысячелетия

до н.э. и 15-10 вв. до н.э. Кобанская культура – условно принятое название для древностей эпохи перехода от бронзы к железу Северного Кавказа.

Статуетка кобанской культуры 2 т. до н.э.

Предметы конской упряжи. Кобанская археологическая культура.

Эпоха кавказской бронзы -

Слайд 5Характерной чертой кобанская культуры являются узоры в виде геометрических фигур. Серебряные

 ромбические  пластины  до  современности  используются  у карачаевцев  и  балкарцев  как  деталь  застежки. Ворота парадной бурки. Также использовали и спиральные аппликации из плетеных серебряных и кожаных шнуров. Мотивы спирали, ромба довольно популярны и в орнаментации карачаево-балкарских войлочных ковров – кийизов».

Характерной чертой кобанская культуры являются узоры в виде геометрических фигур. Серебряные  ромбические  пластины  до  современности  используются  у

Слайд 6
Одним из престижных предметов мужского карачаево-Балкарского костюма наравне с другими головными

уборами являлся башлык. Башлык был широко распространен и, очевидно, является древнейшим головным убором. Не изменившим своей формы на протяжении многих столетий. В любую погоду, независимо от времени года, карачаевец и балкарец почти всегда на плечи накидывал башлык. Башлык надевали поверх папахи.    Пастухи в Карачае и Балкарии часто использовали башлык и как сумку для продуктов или для переноски ягнят во время окота.






Башлык (тюрк. наголовник) — суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя».

Одним из престижных предметов мужского карачаево-Балкарского костюма наравне с другими головными уборами являлся башлык. Башлык был широко

Слайд 7«Если бы этот элемент одежды был  изобретен другим народом, то вряд ли у него

не нашлось слова  «голова», чтобы назвать на своем языке  «наголовник»

 И. М. Мизиев «История карачаево -балкарского  народа с древнейших времен  до 
присоединения к России»,  стр. 95-96
«Если бы этот элемент одежды был  изобретен другим народом, то вряд ли у него не нашлось слова  «голова», чтобы назвать на своем языке  «наголовник» И.

Слайд 8"Балкарцы, карачаевцы — кавказские народы, они оформились на аланском субстрате, аланский

субстрат — это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт«
Абаев В. И., 1960. Об аланском субстрате в балкаро-карачаевском языке. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Нальчик. с. 133

Поселившись в горах, в частности — в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, аланы встретили здесь местные племена, обитавшие в этих районах еще с эпохи бронзы — носителей кобанской и прикубанской культуры, о которых мы говорили выше. Аланы не истребили местное население, а слились с ним, что и отразилось в их материальной и духовной культуре и в физическом типе.  
Е.П. Алексеева "Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа" стр.9


Слайд 9 Важным источником для понимания форм одежды предков карачаево- балкарцев

является археологический могильник VIII в. в Мощевой Балке в Карачае. Могильник этот состоит из наскальных гробниц, каменных склепов и захоронений в небольших гротах. Здесь были найдены образцы средневековых халатов, кафтанов широкого покроя типа кимоно, очень характерных для аланов и болгар того времени. Фрагменты головных уборов и обуви подтверждают это. Исследователи считают, что этот памятник принадлежал аланам.
    

Эрмитаж. Залы Древнего Кавказа

Важным источником для понимания форм одежды предков карачаево- балкарцев является археологический могильник VIII в. в

Слайд 10Очень популярен был в Карачае и Балкарии бешмет. Это была одежда

на все случаи жизни, несмотря на его сравнительно невысокую престижность. По понятиям карачаевцев и балкарцев, бешмет является одним из самых древних по происхождению предметов одежды.
Очень популярен был в Карачае и Балкарии бешмет. Это была одежда на все случаи жизни, несмотря на

Слайд 11«История  материальной  культуры  каждого  народа  отражена  в  лексике  его  языка. С

 древним  карачаево-балкарским  словом  «мет»- застежка  связано  и  происхождение  тюркского  слова  «бешмет»,  дословно  «пять  застежек»,  названия пятипуговичной верхней одежды. Слово «бешмет» широко известно на Кавказе, присутствует также во многих современных тюркских языках Средней Азии, но не этимологизируется, почему-то, на их основе (Севортян Э.В. «Этимологический словарь тюркских языков», Т2, с.123-124).

Это произошло ввиду древности слова «мет» -застежка, сохранившегося, только в карачаево-балкарском языке
«История  материальной  культуры  каждого  народа  отражена  в  лексике  его  языка. С  древним  карачаево-балкарским  словом  «мет»- застежка  связано

Слайд 12Аланская стела из верховья Зеленчука
«Средневековая карачаево-балкарская фиксация слова «бешмет» – пять

ромбов-пуговиц имеет место в графике ряда аланских стел из верховьев Зеленчука на которых изображены ромбические пуговицы при анализе гравированных на каменной стеле деталей верхней одежды аланского воина, характерным представляется то, что пуговицы кафтана ромбовидные и их количество равно пяти. При этом их асимметричное расположение, вызванное необходимостью прорисовки руки, сделано умышленно, чтобы отразить их количество - именно пять, и само слово «бешмет». В противном случае ничто не мешало расположить их симметрично и не обращать внимания на их».

Тилов Р.Р. «Говорящая бронза Кавказа»
Аланская стела из верховья Зеленчука«Средневековая карачаево-балкарская фиксация слова «бешмет» – пять ромбов-пуговиц имеет место в графике ряда

Слайд 13По словам некоторых иранистов, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей

верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности.
Это утверждение выработано в связи с ошибочной теорией ираноязычности алан как предков нынешних осетин, бытовавшей в советские застойные времена. На широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу.

По словам некоторых иранистов, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые

Слайд 14Во второй половине XI–XIII вв. Северный Кавказ оказывается под мощным влиянием

половцев. Костюмы наших предков в этот период известны по археологическим материалам из аланских могильников Змейский (Северная Осетия), Рим-Гора и Кольцо-Гора (в Кисловодской котловине). Сравнительный анализ археологических находок и одежд, изображенных на половецких изваяниях, позволяет говорить о том, что в обозначенный период Северный Кавказ испытал влияние новой волны тюркской моды. Именно в половецкое время определился силуэт этнографического северокавказского женского платья, которое по форме стало максимально схожим с мужской верхней одеждой: приталенным, расклешенным и распашным, требующим пояса как конструктивного подкрепления, в отличие от предшествующего периода, когда женщины носили неподпоясанное платье прямого кроя. Изменения происходят и в манере ношения верхней мужской одежды: более короткое и тонкое платье стали надевать поверх длинного и плотного. Появилась новая деталь костюма – набедренная юбка бельдек.

Во второй половине XI–XIII вв. Северный Кавказ оказывается под мощным влиянием половцев. Костюмы наших предков в этот

Слайд 16Костюмные комплексы древних тюркоязычных кочевников были сшиты по сложной выкройке, что,

собственно, и отличало ее от классической одежды античного мира, которую просто драпировали вокруг фигуры. В результате сравнения комплексов женского и мужского костюмов народов, населяющих сопредельные регионы – Северный Кавказ, Среднюю Азию и Казахстан, установлено сходство в составе костюма, крое некоторых видов одежды, головных уборов и обуви. Сходство объясняется не только длительными культурными контактами сопредельных регионов, в результате которых проходили заимствования и обмен культурными ценностями, но и существованием в прошлом общих этнокультурных компонентов в культурогенезе народов, проживающих на Северном Кавказе и в Среднеазиатском регионе. Наибольшее сходство прослеживается в тех элементах костюма, которые связаны с тюркским компонентом культуры.


Костюмные комплексы древних тюркоязычных кочевников были сшиты по сложной выкройке, что, собственно, и отличало ее от классической

Слайд 17Традиционный костюм карачавцев и балкарцев не был придуман в одночасье, а

явился результатом длительного эволюционного процесса, проходившего изначально в скифо-сармато-аланских обществах.
В народном костюме карачаевцев и балкарцев видны следы влияния местных кавказских традиций и элементы древнетюркского костюма, орнамента, украшений.
Традиционный костюм карачавцев и балкарцев не был придуман в одночасье, а явился результатом длительного эволюционного процесса, проходившего

Слайд 18Национальный костюм карачаево-балкарского народа, древний и загадочный, кроме необыкновенной красоты и

гармонии несет в себе столько неразгаданных загадок и зашифрованных посланий, что не одному поколению придется еще постигать эту тайнопись.

Национальный костюм карачаево-балкарского народа, древний и загадочный, кроме необыкновенной красоты и гармонии несет в себе столько неразгаданных

Слайд 19
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть