Слайд 1История
карачаево-балкарского костюма
Исследовательская работа
Ученицы 9 «Е» класса
Отарова Амира
МКОУ СОШ №9
Слайд 2 Национальный костюм карачаевцев и балкарцев – это бесценное неотъемлемое достояние культуры
нашего народа, накопленное веками. Национальная одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей нашего народа.
Слайд 3Известный ученый – археолог Е.П. Алексеева писала: «Одно остается и останется
несомненным — карачаевцы и балкарцы — местный, древний народ Кавказа, корни которого уходят в эпоху кавказской бронзы».
Е.П. Алексеева "Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа"
Слайд 4
Эпоха кавказской бронзы - это промежуток между второй половиной 3-го тысячелетия
до н.э. и 15-10 вв. до н.э.
Кобанская культура – условно принятое название для древностей эпохи перехода от бронзы к железу Северного Кавказа.
Статуетка кобанской культуры 2 т. до н.э.
Предметы конской упряжи. Кобанская археологическая культура.
Слайд 5Характерной чертой кобанская культуры являются узоры в виде геометрических фигур. Серебряные
ромбические пластины до современности используются у карачаевцев и балкарцев как деталь застежки. Ворота парадной бурки. Также использовали и спиральные аппликации из плетеных серебряных и кожаных шнуров. Мотивы спирали, ромба довольно популярны и в орнаментации карачаево-балкарских войлочных ковров – кийизов».
Слайд 6
Одним из престижных предметов мужского карачаево-Балкарского костюма наравне с другими головными
уборами являлся башлык. Башлык был широко распространен и, очевидно, является древнейшим головным убором. Не изменившим своей формы на протяжении многих столетий. В любую погоду, независимо от времени года, карачаевец и балкарец почти всегда на плечи накидывал башлык. Башлык надевали поверх папахи.
Пастухи в Карачае и Балкарии часто использовали башлык и как сумку для продуктов или для переноски ягнят во время окота.
Башлык (тюрк. наголовник) — суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя».
Слайд 7«Если бы этот элемент одежды был изобретен другим народом, то вряд ли у него
не нашлось слова «голова», чтобы назвать на своем языке «наголовник»
И. М. Мизиев «История карачаево -балкарского народа с древнейших времен до
присоединения к России», стр. 95-96
Слайд 8"Балкарцы, карачаевцы — кавказские народы, они оформились на аланском субстрате, аланский
субстрат — это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт«
Абаев В. И., 1960. Об аланском субстрате в балкаро-карачаевском языке. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Нальчик. с. 133
Поселившись в горах, в частности — в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, аланы встретили здесь местные племена, обитавшие в этих районах еще с эпохи бронзы — носителей кобанской и прикубанской культуры, о которых мы говорили выше. Аланы не истребили местное население, а слились с ним,
что и отразилось в их материальной и духовной культуре и в физическом типе.
Е.П. Алексеева "Карачаевцы и балкарцы древний народ
Кавказа" стр.9
Слайд 9 Важным источником для понимания форм одежды предков карачаево- балкарцев
является археологический могильник VIII в. в Мощевой Балке в Карачае. Могильник этот состоит из наскальных гробниц, каменных склепов и захоронений в небольших гротах. Здесь были найдены образцы средневековых халатов, кафтанов широкого покроя типа кимоно, очень характерных для аланов и болгар того времени. Фрагменты головных уборов и обуви подтверждают это. Исследователи считают, что этот памятник принадлежал аланам.
Эрмитаж. Залы Древнего Кавказа
Слайд 10Очень популярен был в Карачае и Балкарии бешмет. Это была одежда
на все случаи жизни, несмотря на его сравнительно невысокую престижность. По понятиям карачаевцев и балкарцев, бешмет является одним из самых древних по происхождению предметов одежды.
Слайд 11«История материальной культуры каждого народа отражена в лексике его языка. С
древним карачаево-балкарским словом «мет»- застежка связано и происхождение тюркского слова «бешмет», дословно «пять застежек», названия пятипуговичной верхней одежды. Слово «бешмет» широко известно на Кавказе, присутствует также во многих современных тюркских языках Средней Азии, но не этимологизируется, почему-то, на их основе (Севортян Э.В. «Этимологический словарь тюркских языков», Т2, с.123-124).
Это произошло ввиду древности слова «мет» -застежка, сохранившегося, только в карачаево-балкарском языке
Слайд 12Аланская стела из верховья Зеленчука
«Средневековая карачаево-балкарская фиксация слова «бешмет» – пять
ромбов-пуговиц имеет место в графике ряда аланских стел из верховьев Зеленчука на которых изображены ромбические пуговицы при анализе гравированных на каменной стеле деталей верхней одежды аланского воина, характерным представляется то, что пуговицы кафтана ромбовидные и их количество равно пяти. При этом их асимметричное расположение, вызванное необходимостью прорисовки руки, сделано умышленно, чтобы отразить их количество - именно пять, и само слово «бешмет». В противном случае ничто не мешало расположить их симметрично и не обращать внимания на их».
Тилов Р.Р. «Говорящая бронза Кавказа»
Слайд 13По словам некоторых иранистов, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей
верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности.
Это утверждение выработано в связи с ошибочной теорией ираноязычности алан как предков нынешних осетин, бытовавшей в советские застойные времена. На широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу.
Слайд 14Во второй половине XI–XIII вв. Северный Кавказ оказывается под мощным влиянием
половцев. Костюмы наших предков в этот период известны по археологическим материалам из аланских могильников Змейский (Северная Осетия), Рим-Гора и Кольцо-Гора (в Кисловодской котловине). Сравнительный анализ археологических находок и одежд, изображенных на половецких изваяниях, позволяет говорить о том, что в обозначенный период Северный Кавказ испытал влияние новой волны тюркской моды. Именно в половецкое время определился силуэт этнографического северокавказского женского платья, которое по форме стало максимально схожим с мужской верхней одеждой: приталенным, расклешенным и распашным, требующим пояса как конструктивного подкрепления, в отличие от предшествующего периода, когда женщины носили неподпоясанное платье прямого кроя. Изменения происходят и в манере ношения верхней мужской одежды: более короткое и тонкое платье стали надевать поверх длинного и плотного. Появилась новая деталь костюма – набедренная юбка бельдек.
Слайд 16Костюмные комплексы древних тюркоязычных кочевников были сшиты по сложной выкройке, что,
собственно, и отличало ее от классической одежды античного мира, которую просто драпировали вокруг фигуры. В результате сравнения комплексов женского и мужского костюмов народов, населяющих сопредельные регионы – Северный Кавказ, Среднюю Азию и Казахстан, установлено сходство в составе костюма, крое некоторых видов одежды, головных уборов и обуви. Сходство объясняется не только длительными культурными контактами сопредельных регионов, в результате которых проходили заимствования и обмен культурными ценностями, но и существованием в прошлом общих этнокультурных компонентов в культурогенезе народов, проживающих на Северном Кавказе и в Среднеазиатском регионе. Наибольшее сходство прослеживается в тех элементах костюма, которые связаны с тюркским компонентом культуры.
Слайд 17Традиционный костюм карачавцев и балкарцев не был придуман в одночасье, а
явился результатом длительного эволюционного процесса, проходившего изначально в скифо-сармато-аланских обществах.
В народном костюме карачаевцев и балкарцев видны следы влияния местных кавказских традиций и элементы древнетюркского костюма, орнамента, украшений.
Слайд 18Национальный костюм карачаево-балкарского народа, древний и загадочный, кроме необыкновенной красоты и
гармонии несет в себе столько неразгаданных загадок и зашифрованных посланий, что не одному поколению придется еще постигать эту тайнопись.