Слайд 1Особенности развития лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Выполнила:
Молчанова Татьяна Павловна
Серпухов, 2018
г.
Когда мы видим ребенка
с нарушениями двигательных
функций, то понимаем, что его воспитание, в том числе подготовка к взрослой жизни требует от всех членов семьи особых усилий.
По статистике 5—7 % детей в нашей стране страдают нарушенными функциями двигательной сферы, носящими как врожденный, так и приобретенный характер.
Нарушения опорно-двигательного аппарата могут быть мышечного, костного происхождения, а также наблюдаться по причине искажений в центральной нервной системе.
Из-за отрицательного
воздействия нарушений в
движениях на другие системы организма
такие дети часто отстают в интеллектуальном и психическом развитии. Отставание в развитии в свою очередь плохо воздействует на общение со сверстниками и в конечном счете ухудшает положение в их обществе.
В настоящее время большую часть (89%) составляют дети с церебральным параличом. Особенностью таких детей является то, что у них двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психическими и речевыми. Поэтому такие дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Слайд 4Виды нарушений опорно-
двигательного аппарата
1) врожденная патология опорно-
двигательного аппарата: вывих
бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные деформации стоп, недоразвитие и
дефекты
конечностей,
аномалии
формирования
пальцев
кисти.
Слайд 5Виды нарушений опорно-
двигательного аппарата
2) заболевания нервной
системы: детский
церебральный
паралич,
полиомиелит.
Слайд 6Виды нарушений опорно-
двигательного аппарата
3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические
повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета, в том числе рахит.
Слайд 7 Детский церебральный паралич (ДЦП) - это поражение двигательных систем головного мозга.
Основными клиническим синдромом ДЦП являются двигательные нарушения вследствие спазмов мускулатуры. При этом заболевании наиболее тяжело страдают большие полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции.
Поэтому детский
церебральный паралич
проявляется в виде
различных двигательных,
психических и речевых
нарушений.
Особенности развития детей с нарушениями ОДА
Слайд 8Причины развития ДЦП
Факторы, действующие во время беременности :
Слайд 9Причины развития ДЦП
Факторы, влияющие на ребенка в родах:
Слайд 10Причины развития ДЦП
Факторы, возникшие после рождения ребенка:
Слайд 11Особенности двигательного развития
Слайд 12Особенности двигательного развития
С трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки
сидения, стояния, ходьбы. Активные движения у этих детей не в полном объеме, замедленны, напряжены, недостаточно дифференцированы. Многие из них не могут выполнить даже самые примитивные рисунки. Многие не владеют навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками. Они не умеют самостоятельно обращаться с ложкой или вилкой, не могут взять стакан
или чашку, не владеют
навыками личной гигиены,
испытывают трудности при
жевании твердой пищи,
часто поперхиваются.
Слайд 13Особенности психического развития
Повышенная
утомляемость,
истощаемость всех нервно-
психических процессов;
сниженный запас знаний и
представлений об окружающем мире.
Дети с церебральным параличом
не знают многих явлений окружающего
предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практическом опыте. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко. При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. Наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.
Слайд 14 У многих детей выражен астереогноз – невозможность или нарушение узнавания предмета
на ощупь, без зрительного контроля. Отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Многие пространственные понятия усваиваются с трудом.
Для психического развития при ДЦП характерна замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
Слайд 15Расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются:
в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной
расторможенности
у некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.
в виде заторможенности, застенчивости, робости
Слайд 16Выделяются три типа личностных нарушений у учащихся с церебральным параличом:
псевдоаутические
проявления
астенические проявления
личностная незрелость
Слайд 17Специфика речевых нарушений
Отставание в развитии речи при ДЦП связано с ограничением
объема знаний и представлений об окружающем мире. К году у детей с церебральным параличом наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, криком. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.
Слайд 18 Все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей
трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления.
Вывод
Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы, съезды на тротуарах.
Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.
Слайд 19Используемая литература
Интернет ресурсы: Учебно-образовательный портал. Лекции-онлайн по Специальной педагогики.
Бабенкова Р. Д.
Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций.- М., 1981 г.
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: Феникс, 2014.с.138,139
Дефектологический словарь. – М., 2016.
Коррекционная педагогика / В.С. Кукушин, Г.Г. Лорин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина и др.; Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование» - Ростов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2014.
Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2013
Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой.–2-е изд., -М., 2017.
Слайд 20Спасибо
за внимание!!!
Серпухов, 2018 г.