Слайд 1Особенности преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста
Выполнила
Тыщенко Анна Александровна
Слайд 2„Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.“
Виктор Франкл
Слайд 3Тревожность у детей - это устойчивая психологическая особенность отдельной личности, при
которой она регулярно и в самых разнообразных ситуациях, даже тех, которые этого не предполагают, испытывает сильное беспокойство
Слайд 4Выделяют два основных вида тревожности:
ситуативная тревожность, связанная с конкретной ситуацией, вызывающей
беспокойство;
2) личностная тревожность, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях
Слайд 6 Можно выделить наиболее значимые психологические и педагогические ПРИЧИНЫ
(факторы) возникновения тревожности.
Слайд 7Факторы семейного воспитания («мать–ребенок»)
Обычно являются центральной,
«базовой» причиной тревожности. Это влияет на возникновение эмоциональных нарушений и неврозов. Поведение тревожных детей в семье проявляется значительно менее уверенно, нежели чем у эмоционально благополучных сверстников. Многие семьи с тревожными детьми обычно непредсказуемы в поведения родителей: с одной стороны, они создающая ощущение нестабильности, с другой, – проявляется их авторитарная, доминантная позиция.
Слайд 8Школьная успешность.
У тревожных детей чаще всего наблюдается не
удовлетворенность своей успеваемостью; это не зависит от оценок. Обычно свои отметки они связывают с самыми разными причинами: от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. Эти дети берут во внимание отношение родителей к этой оценке и одновременно осмысляют ее через призму отношения к себе учителя. Эти две причины ярко проявляются у младших школьников.
Слайд 9Взаимоотношения с учителями.
Одной из основных причин тревожности обычно
являются неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к детям. Это неизбежно ведет к дидактогении или дидактогенному неврозу. При этом непрофессиональное поведение педагога влияет на общий уровень тревожности всего класса, существенно повышая его. Особенно это свойственно детям 1-го и 2-го классов. Если при этом в классе уже имеются тревожные дети, то данная бестактность педагога оказывается наиболее губительной. В результате, дети становятся беспомощными, не имеют 4 защиту и не в состоянии сопротивляться. При этом первостепенную роль играет обстановка в семье.
Слайд 10Взаимоотношения со сверстниками.
Дети с тревожностью занимают самое
разное положение среди сверстников: от крайне неблагоприятного – «отверженного» до очень хорошего – «социометрической звезды». Здесь будет отчетливо прослеживаться влияние тревожности на особенности и характер общения. Мотивом порождения повышенной зависимости от сверстников выступает сама тревожность. Кроме этого, тревожные школьники значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую. Поэтому эти дети переживают состояние беззащитности, зависимости, что вытекает из создавшихся характеристик такого общения.
Слайд 11Внутренний конфликт
Иногда главным источником тревожности выступает внутренний конфликт;
этот конфликт связан с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией. Внутренний конфликт возникает от уровня самооценки, которая формируется уже к 4-му классу. В связи с этим, отношение ребенка к себе бывает самым разным. Это зависит от отношений в системе взаимодействия «ребенок-ребенок», а также устойчивая связь тревожности и конфликтности самооценки может возникать в системе взаимодействия «ребенок-взрослый».
Слайд 12Эмоциональный опыт
Устойчивая связь тревожности и неблагоприятного эмоционального опыта
наблюдается в связи с запоминанием преимущественно неблагоприятных, неуспешных событий. Обычно лучше запоминаются преимущественно негативные события, в результате чего происходит накопление отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.
Слайд 13Последствия для психического и физического здоровья и жизни в целом
Возрастание числа
расстройств аффектного спектра
Возрастание числа тяжелых душевных состояний
Возрастание эмоциональных взрывов и конфликтов
Состояние неудовлетворенности собой и своей жизнью
Слайд 14Уровень тревожности младших школьников зависит от отношения с педагогом, который является
значимым взрослым, и если учитель в своей работе использует приемы коммуникативного обучения, то уровень тревожности будет значительно меньше.
Слайд 15Работа учителя по преодолению тревожности
Создание условий для комфортного обучения
Обучение приемам преодоления
волнения
Обучение приемам реагирования на собственные эмоции
Работа с родителями тревожного ребенка
Слайд 16Рекомендации учителям по работе с тревожными детьми
Давайте ребенку задания, которые соответствуют
его возрастным особенностям
Не сравнивайте ребенка с другими обучающимися
Повышайте самооценку тревожного ребенка
Помогайте ему с построением плана заданий: что нужно сделать в первую очередь, как я буду выполнять задание далее и т.п.
Высказывайте критику с осторожностью