Слайд 1Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка
и литературы
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Быкановская СОШ»
Гавриляк Н.И.
Слайд 2 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Перед учителем
ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их читать
Д.Дидро
Слайд 3Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить»
Слайд 4Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I
этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения
Слайд 5«Словообразование, или Строительная работа морфем» в 6 классе «Лексическое значение слова,
или О строительной работе суффиксов, префиксов, постфиксов»). В начале статьи учебника предлагается задание: «Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в этом параграфе» .
Слайд 6Предтекстовая работа нацелена на постановку задач чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих
знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста, понятий и словаря текста, на создание мотивации к чтению
Слайд 7А.С. Пушкина «Анчар»
Задание: «Восстановите данные фразы, вставив нужные слова. Какая тема
их объединяет?»
Слайд 81. Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло вершится
без труда,
Добро творить трудней (восточная мудрость)
2. Пусть слаб ты,
И со злом вступить не можешь в бой,
Но сам не делай зла
Стоящим пред тобой (восточная мудрость)
3.Следовать добру - взбираться на гору,
Следовать злу - скользить в пропасть (русская пословица)
4. Зло человеку – смерть, а добро - воскресение.
Слайд 9Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок» или «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение
про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками» (методика работы со слабочитающими), «Чтение про себя с пометками».
Слайд 10 Текст 1.
Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но
со..нце еще щедро отдает свое тепло.
В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.
Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.
(По А. Марину.)
1.Озаглавьте текст.
2.Тема текста
3. Основная мысль текста
4.Стиль текста
5.Тип текста
6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Произведите фонетический разбор слова еще
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты
9.Разберите по составу следующие слова:
прохлада, душистые, припекает
10.Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.
11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.
Слайд 11Поэтическая разминка
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит
как бы хрустальный
И лучезарны вечера …
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блести на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле
Слайд 12Задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения,
развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Слайд 13Данный опыт формирования навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений, может быть
применим и при внеклассной работе по русскому языку и литературе.
Слайд 15Наши дети с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах
Слайд 18Президент Русского общественного фонда имени А.И.Солженицына Н.Солженицына справедливо полагает: «У всех,
кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература».