Слайд 1ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ.
ИДЕЯ Ф. ДЕ СОССЮРА О
ФУНКЦИЯХ ЯЗЫКА
Научно-исследовательская работа по дисциплине
«Современная парадигма функционирования языка»
магистрантки
1 курса 02031754 группы
Шоковой О.Н.
Слайд 2Оглавление
Глава I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ
Глава II ИДЕИ Ф.
ДЕ СОССЮРА О ФУНКЦИЯХ ЯЗЫКА
Слайд 3Лингвистическим функционализмом называется направление в языкознании, представители которого считают, что фундаментальные
свойства языка не могут быть описаны и объяснены без апелляции к функциям языка.
Слайд 4Основные направления современной лингвистики.
Главной единицей языка была провозглашена не фонема или
морфема, а предложение, рассматриваемое с точки зрения процессов его порождения из элементарных абстрактных единиц на основе строгих правил вывода (формационных правил) и правил преобразования (трансформационных правил).
Слайд 5Появляются частные теории связывания
Прагмалингвистика выделяется как область лингвистических исследований, имеющих своим объектом
отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве, в котором взаимодействуют говорящий/пишущий и слушающий/читающий и для характеристики которого важны конкретные указания на место и время их речевого взаимодействия, связанные с актом общения цели и ожидания.
Слайд 6Психолингвистика как отдельная дисциплина ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой
деятельности. Ей присуще стремление интерпретировать язык как динамическую, действующую, «работающую» систему, обеспечивающую речевую деятельность (речевое поведение) человека. Ее внимание направлено не на языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты) сами по себе, а на их психологическую реальность для говорящего человека, на их использование в актах порождения и в актах понимания высказываний, а также в усвоении языка. Она разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации индивида и осуществляет их экспериментальную проверку.
Слайд 7Нейролингвистика как научная дисциплина возникла в русле натуралистического языкознания на стыке нейрологии,
психологии и лингвистики и изучает систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Она располагает эпизодическими наблюдениями расстройств языкового поведения при очаговых нарушениях мозга с эпохи средневековья
Слайд 8Социолингвистика как особая дисциплина возникла на стыке языковедения, социологии, социальной психологии, этнографии
и представляет собой реализацию на современном этапе исследовательских принципов социологического направления в языкознании.
Слайд 9Функционализм в лингвистике
Термин «функционализм» используется для обозначения определенного набора методологических установок
в ряде гуманитарных научных дисциплин, прежде всего в лингвистике, психологии и социологии.
Слайд 10К числу предшественников современного функционализма можно причислить таких ученых
А.А. Потебня,
И.А.
Бодуэн де Куртенэ,
А.М. Пешковский,
С.Д. Кацнельсон в России;
Э. Сепир в Америке;
О. Есперсен,
В. Матезиус и другие «пражцы»,
К. Бюлер,
Э. Бенвенист,
А. Мартине в Европе.
Слайд 11Основные идеи Ф. де Соссюра
Соссюр писал: «Язык – только часть –
правда, важнейшая часть – речевой деятельности. Он является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Язык представляет собою целостность сам по себе».
Слайд 12Учёный считает, что язык – не деятельность говорящего, а готовый продукт.
Слайд 13Соссюр стремится «Устранить из понятия языка всё, что чуждо его организму,
его системе». Поэтому он резко отделяет лингвистику внутреннюю (языковую систему) от лингвистики внешней (внешние условия развития и функционирования языка).
Слайд 14Соссюр различал в языке два аспекта, две оси – синхронию (единовременно
существование языка, статический аспект, язык в его системе) и диахронию (последовательность языковых факторов во времени, исторический или динамический аспект). Эти два понятия учёный считал основополагающими для всех наук, пользующихся понятием значимости. Следовательно, нужно выделить две независимых лингвистики – синхроническую и диахроническую.
Слайд 15Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
Соссюр сделал важный вывод о системности фонетического
и морфологического строя индоевропейского праязыка. Он пришёл к выводу, что все индоевропейские корни имели единообразную структуру.
Слайд 16Язык, по Соссюру, - это код, образующий средство для речевой деятельности.
Но язык - и клад, откладывающийся практикою речи во всех членах коллектива. Это грамматическая и лексическая система, потенциально существующая в мозгу совокупности индивидов.
Слайд 17Язык - психическое явление, но в нём есть только общее, абстрактное,
отвлечённое. Психичность языка не отрицает его реального существования.
Слайд 18В речи есть:
1) комбинации, которые говорящий образует для выражения своей мысли,
используя социальный код;
2) психо-физиологический механизм, с помощью которого мысли объективируются, становятся общим достоянием. К речи относятся звукоподражательство, артикуляция.
Слайд 19Заслуга Соссюра состоит в том, что он по-настоящему оценил роль отношений
в языке: «в каждом данном состоянии языка всё покоится на отношениях». Языковую систему Соссюр рассматривал как математически точную и уподоблял её алгебре и геометрии. Он и пользовался терминами математики: член, элемент.
Слайд 20Книга Ф. де Соссюра содержит немало противоречий. Некоторые из них определялись
историей подготовки к печати «Курса», составленного из разнородных и читавшихся в разное время лекций. Некоторые положения своей теории автор не успел довести до конца, но издание «Курса» в то время было необходимым и важным. Многие вопросы были чётко сформулированы, некоторые, перед которыми отступали поколения лингвистов, были более или менее убедительно разрешены (социальное и индивидуальное в языке) или просто «закрыты» (проблемы естественной связи звучания и значения, причины изменения в языке).
Слайд 21СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кондрашов Н.А. «История лингвистических учений».
Алпатов В. М. ''История лингвистических учений''
Сусов
И. П. ''История языкознания'' Тверь Тверской гос. ун-т, 1999.
Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984.
Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.
Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики