Презентация, доклад на тему Организация самостоятельной работы учащихся по физике.

Содержание

Организация любой самостоятельной работы учащихся имеет три этапа: первый этап – постановка перед учащимися целей, задач, задания, указания и разъяснения по выполнению заданий; второй этап – период самоорганизации учащихся и их непосредственная деятельность по выполнению заданий,

Слайд 1Организация самостоятельной работы учащихся по физике. Виды и формы самостоятельных работ.

Дидактические функции самостоятельной работы.

Сафронова Юлия Олеговна (учитель физики МАОУ СОШ №1)

Организация самостоятельной работы учащихся по физике. Виды и формы самостоятельных работ. Дидактические функции самостоятельной работы. Сафронова Юлия

Слайд 2Организация любой самостоятельной работы учащихся имеет три этапа:
первый этап –

постановка перед учащимися целей, задач, задания, указания и разъяснения по выполнению заданий;
второй этап – период самоорганизации учащихся и их непосредственная деятельность по выполнению заданий, решению задач, поставленных учителем;
третий этап – оценка и подведение итогов выполненная самостоятельной работы учащихся.

Организация самостоятельной работы по физике.

Организация любой самостоятельной работы учащихся имеет три этапа: первый этап – постановка перед учащимися целей, задач, задания,

Слайд 3При организации самостоятельной работы по физике необходимо соблюдать следующие принципы :



1. Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, работать с учебником и т. д.

Организация самостоятельной работы по физике.

При организации самостоятельной работы по физике необходимо соблюдать следующие принципы : 1.  Принцип обязательности. Каждый ученик

Слайд 42. Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы быть подобраны таким

образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в “зоне ближайшего развития” ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

Организация самостоятельной работы по физике.

2.  Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними

Слайд 53. Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы.

В 7-м классе нужно начинать учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваивать все более сложные методы самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы по физике.

3.  Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы. В 7-м классе нужно начинать учить

Слайд 64. Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные формы и

методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти путем, который ему больше нравиться. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу. Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

Организация самостоятельной работы по физике.

4.  Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему

Слайд 75. Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке

и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

Организация самостоятельной работы по физике.

5.  Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные

Слайд 86. Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать

и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

Организация самостоятельной работы по физике.

6.  Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный

Слайд 97. Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за

какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации. Для разных детей значимы разные поощрения, например высокие оценки, публичное признание их хорошей работы, помещение работ на выставку и т.д.

Организация самостоятельной работы по физике.

7.  Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться

Слайд 10При отборе видов самостоятельной работы, следует руководствоваться основными принципами дидактики:
Самостоятельная работа

должна носить целенаправленный характер.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной.
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным обучающимся требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
При выполнении самостоятельных работ любого вида преподавателем ведётся коррекция и оценка деятельности.

Организация самостоятельной работы по физике.

При отборе видов самостоятельной работы, следует руководствоваться основными принципами дидактики:Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.Самостоятельная работа должна

Слайд 11

В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы, которые по

дидактической цели можно разделить на следующие группы:

Виды и формы самостоятельной работы.

В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы, которые по дидактической цели можно разделить на следующие

Слайд 12 Работа с учебником: изучение нового, работа с таблицами.
Наблюдения.
Опыты на уроке

и в домашних условиях.
Работа с раздаточным материалом.
Изучение устройства и принципа действия приборов по моделям и чертежам.
Вывод формул, выражающих функциональную зависимость физических величин.
Анализ формул, получение на этой основе выводов о характере зависимости физических величин, входящих в формулы.
Работа с первоисточниками, справочниками, научно-популярной литературой.

1)Работы, основная цель которых — приобретение новых знаний и умений и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников т.е. развитие информационной культуры.

Работа с учебником: изучение нового, работа с таблицами.	Наблюдения. 	Опыты на уроке и в домашних условиях.	Работа с раздаточным

Слайд 131) Решения задачи: вычислительных с “абстрактным” содержанием; вычислительных с производственно-техническим содержанием; качественных;

графических; экспериментальных.
2) Доказательство справедливости формул.
3) Эксперимент:
проверка справедливости законов;
установление связи между законами, явлениями;
установление количественной зависимости между величинами;
изучение физических свойств веществ;
определение физических величин.
4) Наблюдение с целью уточнения условий, в которых протекает явление.
5) Придумывание и аргументация примеров на новые законы.
6 Составление задач на применение новых физических законов и формул.
7) Выполнение заданий по классификации:
приборов, машин, установок, схем, электрических цепей и т.д.;
свойств тел, веществ;
явлений;
форм движения и т.д.
8) Вычерчивание и чтение схем электрических цепей.

2)Работы, основная цель которых — совершенствование знаний (их уточнение и углубление), выработка умений применять знания на практике.

1)	Решения задачи: вычислительных с “абстрактным” содержанием; вычислительных с производственно-техническим содержанием; качественных; графических; экспериментальных.2)	Доказательство справедливости формул.3)	Эксперимент:проверка справедливости законов;установление

Слайд 14Решение и составление различных задач и вопросов.
Рецензирование ответов других учеников и

оценка их деятельности на уроке.
Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей.
Построение и анализ графиков.
Сборка приборов из готовых деталей.
Выявление неисправностей в приборах и устранение их.
Изготовление приборов по готовым схемам и чертежам.
Измерение физических величин.
Сборка электрических цепей.

3)Работы, основная цель которых — формирование у обучающихся умений и навыков практического характера.

Решение и составление различных задач и вопросов.Рецензирование ответов других учеников и оценка их деятельности на уроке. Вычерчивание

Слайд 15 Подготовка докладов и рефератов.
Разработка нового варианта опыта.
Разработка методики постановки опыта.
Внесение изменений

в конструкцию прибора.
Техническое моделирование и конструирование.
Составление задач на использование новых.
Построение гипотез.
Выполнение опытов с элементами исследования.
Создание тематических презентаций и сайтов.
Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

4)Работы, основная цель которых — развитие творческих способностей обучающихся.

Подготовка докладов и рефератов.	Разработка нового варианта опыта.	Разработка методики постановки опыта.	Внесение изменений в конструкцию прибора.	Техническое моделирование и конструирование.	Составление

Слайд 16Работа с учебной и дополнительной литературой;
Работа по решению задач;
Работа с дидактическим

материалом;
Лабораторные работы;
Проектная деятельность.

Формы самостоятельной работы:

Работа с учебной и дополнительной литературой;Работа по решению задач;Работа с дидактическим материалом;Лабораторные работы;Проектная деятельность.Формы самостоятельной работы:

Слайд 17- закрепление знаний, умений, полученных на уроках;
-

расширение и углубление учебного материала;
- формирование самостоятельности мышления.

Дидактические функции самостоятельной работы:

-   закрепление знаний, умений, полученных на уроках;-   расширение и углубление учебного материала;-

Слайд 18Конец!

Конец!

Слайд 19Работа с учебником может быть проведена в связи с демонстрацией опыта.
Можно

начать изучение темы с самостоятельной работы с учебником. Это возможно в том случае, если ученики имеют запас знаний, необходимых для правильного понимания нового материала.
Большое значение имеет привитие умений не только находить формулировки в тексте учебника, но и давать определения на основании чтения его текста.
Очень полезной является методика обобщения учебного материала на уроке, когда она проводится по учебнику с последующим анализом прочитанного. По указаниям и направляющим вопросам ученики быстро просматривают текст учебника; при этом они не читают все параграфы целиком (на это нужно было бы очень много времени), но, хорошо ориентируясь в знакомом тексте, быстро находят нужное.
Задача состоит в том, чтобы текст учебника и дополнительный материал представляли единое целое.
Самостоятельная работа с учебником должна находиться в логической связи со всеми другими видами деятельности на уроке.

Работа с учебной и дополнительной литературой

Работа с учебником может быть проведена в связи с демонстрацией опыта.Можно начать изучение темы с самостоятельной работы

Слайд 20 Научить обучающихся самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее

рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения. Для этого нужно регулярно вызывать ребят к доске, предлагая им кратко записывать условия задачи, а затем путем коллективного обсуждения находить наиболее рациональные способы записи.

Выработать умение выполнять решение в общем виде и проверять его правильность, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.

После усвоения обучающимися приемов краткой записи условия задач, а также приемов преобразования единиц измерения физических величин, можно включить в самостоятельную работу поиски путей решения задач.

Систематически предлагать обучающимся несколько вариантов решения одной и той же задачи с тем, чтобы они научились самостоятельно находить наиболее рациональный способ решения задачи.

После того как обучающиеся освоят все виды работы, связанные с решением физических задач, можно предлагать им самостоятельно выполнять полное решение задачи, включая проверку и анализ полученных результатов.

Работа по решению задач

Научить обучающихся самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и

Слайд 21Работа с раздаточным материалом — очень важный вид самостоятельной работы обучающихся.

Она обеспечивает более полное восприятие того или иного предмета, явления, способствует конкретизации представлений обучающихся о свойствах материалов, восприятие в этом случае является более полным, всесторонним. Работая с раздаточным материалом, ребята учатся анализировать, наблюдать, при этом развивается их внимание.

Применение карточек-заданий на уроках на уроках способствует индивидуализации обучения, облегчает оперативный контроль за процессом усвоения, помогают совершенствовать качество знаний обучающихся.
Содержание карточек рассчитано на проверку умений по трем уровням:
воспроизводить материал учебника;
применять знания в ситуациях, сходных с теми, что описаны в учебнике;
применять знания творчески, в новых условиях.

Работа с дидактическим материалом

Работа с раздаточным материалом — очень важный вид самостоятельной работы обучающихся. Она обеспечивает более полное восприятие того

Слайд 22В лабораторных занятиях обучающиеся получают навыки экспериментальной работы, умение обращаться с

приборами, самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и тем самым более глубоко и полно усваивать теоретический материал.
Для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и фронтального необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время лаборатория по физике очень слабо оснащена приборами по физике и учебно-наглядными пособиями для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ. Имеющееся оборудование не только пришло в негодность, оно также морально устарело и имеется в недостаточном количестве. Поэтому можно использовать виртуальную лабораторную. Для проведения компьютерного эксперимента на уроках физики есть необходимая материальная база, которая позволяет широко использовать возможности по внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс.

Лабораторные работы

В лабораторных занятиях обучающиеся получают навыки экспериментальной работы, умение обращаться с приборами, самостоятельно делать выводы из полученных

Слайд 23Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых

обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные компетенции, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Основные требования к проекту:
- Наличие значимой исследовательской проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Оформление результатов.

Проектная деятельность

Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть