Слайд 1Организация работы школьных библиотек в условиях введения и реализации ФГОС( на
примере библиотеки Акбуринской ОШ)
Халиуллина Н.С.
Методист МУ «Одел образования Новошешминского муниципального района РТ»
Слайд 2Современная библиотека должна быть настоящим центром с компьютерами и сложными программами,
должна иметь большие помещения.
Б.М. Бид-Бад,
академик Российской академии образования
Слайд 3Федеральной закон
«Об образовании в Российской Федерации»
Принят Государственной думой РФ 21
декабря 2012 года
1. В организациях, осуществляющих образовательную, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данным, информационным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая ученики и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Статья 18
Слайд 4
2007 год 30 мая - на заседании Совета при Президенте РФ
по культуре и искусству Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что школьные библиотеки должны быть оснащены передовыми информационными системами, едиными программными продуктами, программным обеспечением.
2009 год - разработана Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года
Слайд 5Из выступления президента Д.А.Медведева по поводу утверждения 4.02.2010 г. национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»
: «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития»
Слайд 6МБОУ «Акбуринская основная общеобразовательная школа» Библиотека: общей площадью 24,5 кв. метра;
12 рабочих мест для читателей, 1 из которых предполагают установку компьютеров
Слайд 7Компьютерная зона
Досуговая зона
Зона делового чтения
Слайд 9Наши совместные дела
Подготовка к научной
конференции
Экскурсия в типографию
Библиотечное занятие
«Моя родословная»
Выступление агитбригады
«Правила
дорожного
движения»
Участие в конкурсе
«Созвездие-2014»
Библиотечное занятие
«Я имею право ..» 6 кл.
Слайд 12 Никакие изменения в школе к лучшему невозможны
без существеннейшего улучшения школьной библиотеки как таковой.
А.М. Кондаков,
автор Стандартов второго поколения
Слайд 13Ключевые установки концепции новых образовательных стандартов в деятельности школьного библиотекаря
Информационно-методическое обеспечение
общеобразовательного процесса.
Развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности.
Информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Слайд 14Основные документы
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
(ФГОС НОО)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Проект)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
Примерные программы по учебным предметам. Основная школа.
Слайд 15Структура стандарта
Общие положения
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Требования к структуре
основных общеобразовательных программ
Требования к условиям получения общего образования
Слайд 16Кадровое обеспечение
Укомплектованность библиотечными кадрами
Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по
должности)
Непрерывность профессионального развития
Уровень профессионализма, качественные результаты работы
Инновационность деятельности
Слайд 17Материально-техническое обеспечение
Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам.
Комфортность библиотечной среды по
отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Достаточность площади и освещенности.
Размещение рабочих мест и зон.
Наличие современной библиотечной техники и мебели.
Наличие читального зала.
Число читательских мест.
Наличие медиатеки.
Слайд 18Материально-техническое обеспечение
Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и
обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет; возможность для размещения своих материалов и работ в информационной среде ОУ).
для проведения массовых библиотечных мероприятий.
Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.
Слайд 19Информационно-образовательное обеспечение
Технологические средства:
АРМ библиотекаря
персональные компьютеры для пользователей
базы данных
коммуникационные каналы
программные продукты
Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой ) форме:
планирование и анализ деятельности
Слайд 20Информационно-образовательное обеспечение
размещение и сохранность информационных ресурсов
организация электронного каталога и работа
с ним;
фиксация хода библиотечного процесса
взаимодействие между участниками ОП , в том числе дистанционное
контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет)
Слайд 21Информационно-методическое обеспечение
обеспеченность УМК на разных носителях
укомплектованность учебно-методической и программно-методической
литературой
ЭОР, в том числе размещенными в федеральных и региональных базах
детской художественной и научно-популярной литературой,
справочно-библиографическими и периодическими изданиями).
Слайд 22В чём заключается стратегия ближайших действий?
Слайд 23В чём заключается стратегия ближайших действий?
Ориентированных на создание условий:
Повышение квалификации библиотечных
кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях.
Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной среды
Ориентированных на результат:
Ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы.
Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий.
Работа в школьной команде по внедрению ФГОС.
Сотрудничество с педагогами
Слайд 24Задачи
Освоение новых информационных технологий Направления:
библиотечное - НИТ внедряются в технологические
библиотечно - информационные процессы (автоматизация библиотеки)
образовательное - НИТ внедряются в основную деятельность школы, в т. ч. и на школьную библиотеку
Формирование у школьников информационной грамотности
предоставлении педагогам и школьникам доступа к высококачественным лицензированным базам данных
организатор и помощник в проектной деятельности, нацеленной на выработку у учеников умения вести поисковую и практико-исследовательскую деятельность
Слайд 25Положительные моменты в деятельности школьного библиотекаря:
освоение и внедрение компьютерных технологий в
информационно-библиотечное обслуживание;
использование разнообразных инновационных форм работы, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания;
разработка нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки;
создание модели школьной библиотеки в соответствии с концепцией развития школы;
разработка концепции, программы развития библиотеки;
эстетичность и наглядность библиотеки;
оригинальное оформление книжных выставок;
системность работы по формированию и использованию информационных ресурсов:
гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к запросам образовательного учреждения:
использование виртуальных форм создания привлекательного образа библиотеки:
создание оригинальных программ по развитию интереса к чтению.
Слайд 26Новая миссия библиотеки
– создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным
социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.
Слайд 27Школьники о библиотеке будущего
«…Библиотека будущего – это много компьютеров и
места, чтобы ими пользоваться; разные зоны для тихих и шумных мероприятий; здесь можно встречаться с друзьями, читать журналы, делать домашнюю работу; здесь можно учиться и просто находиться, здесь есть место для того, чтобы думать и отдыхать; персонал – профессиональные сотрудники, приятные, дружелюбные и уравновешенные люди; помещения - уютные, открытые, хорошо освещенные и красочные; библиотека – это искусство, культура и книги, это – территория детства…»