Презентация, доклад на тему Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС

Содержание

Черты коррекционной работы системность - все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время; комплексность - все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка,

Слайд 1Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС
Подготовила: Волкова Т.Г.

Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с РАСПодготовила: Волкова Т.Г.

Слайд 2 Черты коррекционной работы
системность - все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи

друг с другом и рассчитаны на длительное время;

комплексность - все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом;

целостность - все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом;
связь с социальной средой - расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок.

Черты коррекционной работы системность - все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и

Слайд 3Основные направления ППС обучающихся с РАС
- в индивидуальной, подгрупповой, малой

групповой и групповой формах (коррекционно-развивающая область); - программ дополнительного образования (студии, кружки, секции); - внеурочных внутришкольных мероприятий (праздники, концерты, творческие и спортивные акции); - внешкольных мероприятий (экскурсии, прогулки, походы).

Коррекционная работа в процессе внеурочной деятельности осуществляется в ходе реализации:

-Коррекция специфических нарушений и формирование жизнен- ных компетенций.

-Помощь в овладении содержанием АООП, включая создание специальных образовательных условий.

Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) обучающихся с РАС регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации.

Основные направления ППС обучающихся с РАС - в индивидуальной, подгрупповой, малой групповой и групповой формах (коррекционно-развивающая область);

Слайд 4Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Определение индивидуальных особенностей и особых

образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС. 2. Определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации учащихся в школе и освоению адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) начального общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК.
3. Оказание помощи в адаптации, социализации обучающихся с РАС. 4. Индивидуализация содержания, организации и методов образования и коррекционной помощи – разработка индивидуальных адаптированных образовательных программ (АОП) и/или индивидуальной программы (плана) психолого-педагогического сопровождения. 5. Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС. 6. Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС. 7. Мониторинг динамики развития обучающихся с РАС и успешности в освоении АООП и/или АОП, корректировка коррекционныхмероприятий.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:   1. Определение индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.

Слайд 5Направления коррекционной работы для всех групп детей с РАС
коррекция дезадаптивного поведения;
формирование

стереотипа учебного поведения;
формирование коммуникативных навыков;
формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками;
развитие социально-бытовой ориентировки;
формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
формирование «модели психического»(определяется как способность делать вывод о ментальных состояниях других людей (их мыслях, желаниях, намерениях, убеждениях), понимать смысл их поведения ).
сенсорно-перцептивное развитие;
развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);
коррекция нарушений устной и письменной речи;
эмоционально-личностное развитие;
формирование в сознании обучающихся целостной картины мира и ее пространственно-временной организации;
осмысление, упорядочивание и дифференциация индивидуального жизненного опыта обучающихся;
упорядочивание и осмысление усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления.
Направления коррекционной работы для всех групп детей с РАСкоррекция дезадаптивного поведения;формирование стереотипа учебного поведения;формирование коммуникативных навыков;формирование навыков

Слайд 6К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех

категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с РАС, относятся:
осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения обучающи-мися содержания всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий;
практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями;
организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся; организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые способствуют не только успешному усвоению некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.
Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучения по адаптированным основным образовательным программам и адаптированным образовательным программам может считаться качественным и удовлетворять требованиям только при условии, если он продвигается по обоим направлениям: осваивает адаптированную основную образовательную программу начального общего образования и продвигается в области формирования жизненных компетенций.
К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том

Слайд 7Принципы ППС детей с РАС
1. Соблюдения интересов ребенка – вся деятельность

междисциплинар- ной команды должна быть центрирована на ребенке и в интересах ребенка.
2. Системности – обеспечивает системный комплексный подход специа- листов различного профиля, а также родителей (законных представителей) к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с РАС, взаи- модействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка.
3. Непрерывности – гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность и преемственность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
4. Рекомендательный характер оказания помощи – обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с РАС выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, включая обязательное согласование вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
5. Вариативности – предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные особенности в психическом и (или) физическом развитии.
Принципы ППС детей с РАС1. Соблюдения интересов ребенка – вся деятельность междисциплинар- ной команды должна быть центрирована

Слайд 8Особенности психолого-педагогического сопровождения обучения детей с аутизмом
1. Пространственно - временная организация

аутичного ребенка в школе.

3. Взаимодействие аутичного ребенка с учителем и с детьми.

2. Смысловое структурирование жизни ребенка в школе.

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучения детей с аутизмом1. Пространственно - временная организация аутичного ребенка в школе.3. Взаимодействие аутичного

Слайд 9Помощи в освоении пространства школы
2. Помощь в организации себя во времени.
Индивидуальный

адаптированный ритм занятий.
Целенаправленное обучение использованию специального визуального расписания.
Развитие возможности произвольной организации.
Непосредственная физическая помощь в организации действия.

Пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе

Помощи в освоении пространства школы2. Помощь в организации себя во времени.Индивидуальный адаптированный ритм занятий.Целенаправленное обучение использованию специального

Слайд 10Смысловое структурирование жизни ребенка в школе
Без специальной коррекционной работы аутичные дети

могут не замечать смысла происходящих вокруг них событий, если они, конечно, не затрагивают их стереотипного жизненного ритуала, не нарушают его, в этом случае они всегда реагируют на них отрицательно.

Развитие способности аутичного ребенка адекватно оценивать смысл происходящего и организовывать поведение в соответствии с этим смыслом требует специальной работы.

Смысловое структурирование жизни ребенка в школеБез специальной коррекционной работы аутичные дети могут не замечать смысла происходящих вокруг

Слайд 11Взаимодействие аутичного ребенка с учителем и с детьми

Правило пяти «НЕ»:
не говорить громко;
не делать резких движений;
не смотреть пристально в глаза;
не обращаться прямо к ребёнку;
не быть слишком активным и навязчивым.

Для такого ребенка прежде всего важны личные отношения.
Такой ребенок должен сидеть рядом и дополнительно к общей инструкции, необходимо обратиться к нему лично.
Желательно, чтобы учитель создал ребенку хорошую репутацию в глазах одноклассников.
Неформальные контакты на перемене тоже по возможности должны быть организованы.

Взаимодействие аутичного ребенка с учителем и с детьми

Слайд 12Методы и формы коррекционной работы с аутичными детьми:
- Прикладной анализ поведения(ABA-терапия)

Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет;
- Floor Time (“игровое время”)(это может быть кровать, стулья, бассейн с шарами) – это именно игровое время. Для каждого возраста характерна своя игра (метод Флотайм, разработанный С. Гринспаном, подразумевает шесть уровней развития). Бывает и так, что 6-летний аутичный ребенок играет на уровне 6-месячного. Это не важно, все равно мы идем за этим ребенок, встраиваясь в его игру и добиваясь взаимодействия. Для гармонизации развити ребенок должен пройти все шесть уровней.;
- Система альтернативной коммуникации (PECS) это целая система обучения коммуникации, когда ребенка с социальными нарушениями учат выбирать и давать изображение желаемого объекта или занятия. Система состоит из нескольких фаз, во время которых ребенка учат как вступить в коммуникацию, как быть настойчивым в общении, как выбрать нужное изображение, как составить предложение, как ответить на вопрос и как комментировать – и все это с помощью изображений. Более того, сами родители могут освоить и использовать этот подход.
- Сенсорная интеграция-терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка.
Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно со взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем;
Песочная терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве;
- Метод совместного рисования- Рисование красками кисточками, штампами и особенно пальцами, помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. .
- Арттерапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на музыке, творчестве и искусстве(сюда входит и песочная терапия);
Методы и формы коррекционной работы с аутичными детьми:- Прикладной анализ поведения(ABA-терапия) Поведенческая терапия для аутистов по программе

Слайд 13Логопедическая коррекция и развитие речи в системе работы с аутичными детьми

Подходы к развитию речи у детей с РАС различны. Дефектологи делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодейтсвии через установление и развитие эмоционального контакта.
Логопедическая работа с аутичными детьми проходит поэтапно:
Логопедической работе предшествует период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется речевая карта и проводится наблюдение за свободным поведением ребёнка.
Важно установить эмоциональную связь с ребёнком. Нельзя быть слишком активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямыевопросы, если не достигнут контакт.
В помещении не должно быть предметов, отвлекающих ребенка, а так же, необходимо помнить о безопасности, т.к. некоторые дети с РАС импульсивны, двигательно беспокойны, с иногда возникающими эпизодами агрессии и самоагрессии.
Программа по коррекции речевых нарушений разрабатыается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком.
Решается индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала и логопедических зондов.
Работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой, и иногда длительной.
При правильной коррекционной работе аутичные дети могут достигать неплохих результатов.
В каждом конкретном случае результаты будут разные. Виды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей.
Логопедическая коррекция и развитие речи в системе работы с аутичными детьми  Подходы к развитию речи у

Слайд 14Личность педагога в работе с аутичными детьми
Очень важны в работе с

аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для педагогов, важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Личность педагога в работе с аутичными детьмиОчень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность.

Слайд 15Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть