Слайд 1ЛЕТО
ГОСПОДНЕ
Описание проекта по изготовлению
набора наглядных пособий по теме
ПРАВОСЛАВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ
АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого»
Руководитель работы: Самарина Т.М.
Консультант: о. Александр Стародубцев
Участники работы: учащиеся 2 «Б» класса
Московская обл., Одинцовский р-н,
д. Зайцево
2019 г.
Слайд 2Актуальность
Новый год
Православное Рождество
День защитника Отечества
Международный женский день
Праздник Весны
и Труда
День Победы
День России
День народного единства
Спросите своих учеников, детей, когда мы отмечаем государственные праздники (см. слева)? Ответы понравились? А когда отмечаем православные праздники?
Я спросила, и в их ответах увидела серьёзную проблему:
Учащиеся слабо знают церковные праздники, связанные с ними обычаи и традиции.
Слайд 3Мотивация
Чтобы вызвать интерес детей к православным традициям и конкретизировать исторические сведения
о церковных праздниках, были организованы:
беседы со священнослужителями;
посещение храмов и монастырей;
знакомство с праздничными ритуалами.
Так родилась идея проекта о православных праздниках. Они занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Господа, Пресвятой Богородицы, Честного и Животворящего Креста и всех Святых. В честь этого установлены особые песнопения и молитвы, которые делают каждую службу особенной. От этого образуется годовой круг богослужения (Лето Господне, по выражению русского писателя Ивана Шмелева).
Слайд 4Цель проекта
Изготовление набора наглядных пособий по теме «Православные праздники», включающего:
годовой календарь
православных праздников для классной комнаты
альбом с иконами, тропарями и основными молитвами православных праздников
макет рождественского Вертепа
фото-презентацию для стендовой защиты проекта
Непосредственное участие в праздничных православных мероприятиях в рамках Гимназии свт. Василия Великого
Слайд 5Задачи проекта
Сбор, изучение и систематизация сведений об основных церковных праздниках, связанных
с ними обычаях и традициях русского народа
Знакомство и изучение основных молитв, связанных с каждым праздником
Проектирование наглядных пособий
Изготовление наглядных пособий
Подготовка праздничных православных мероприятий в рамках Гимназии свт. Василия Великого
Слайд 6Этапы проекта
Инициация (выявление и определение проблемы, погружение в тематику, организация, целеполагание)
Планирование
(определение содержания проекта, выработка требований, создание иерархической структуры работ)
Исполнение (проектирование и изготовление наглядных пособий)
Завершение (подготовка к стендовой защите проекта, контрольное анкетирование, подведение итогов работы)
Слайд 7Содержание работ по проекту: инициация (1)
Проведение опроса в классе о датах
православных праздников
Проведение беседы с батюшкой о праздниках (двунадесятые, великие и чтимые)
Посещение Спасо-Преображенского Воротынского монастыря и беседа с настоятельницей монастыря о смысле церковных праздников
Распределение работы в группах по сбору информации
Проведение мини-конференции, знакомство с праздниками и их традициями
Посещение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
Определение целей и задач проекта
Слайд 8Содержание работ по проекту: инициация (2)
Беседа и консультации с батюшкой о.
Александром
Слайд 9Содержание работ по проекту: инициация (3)
Посещение Ново-Иерусалимского монастыря
Слайд 10Содержание работ по проекту: планирование
Определение событий календаря
Определение содержания проекта
Выработка требований
Создание иерархической
структуры работ
Слайд 11Великие праздники (1)
Великие праздники – особо важные и торжественные праздники Церкви,
условно разделяемые на три разряда:
Пасха
Двунадесятые (непереходящие) праздники:
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
Рождество Христово (7 января)
Богоявление, или Крещение Господне (19 января)
Сретение Господне (15 февраля)
Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля)
Преображение Господне (19 августа)
Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)
Двунадесятые (переходящие) праздники:
Вход Господень в Иерусалим (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе)
Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, всегда в четверг)
День Святой Троицы (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье)
Слайд 12Великие праздники (2)
Великие не двунадесятые праздники:
Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября)
Обрезание Господне
(1/14 января)
Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля)
Память свв. Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля)
Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября)
День памяти свт. Василия Великого (14 января)
Слайд 13Содержание работ по проекту: исполнение (1)
Проектирование годового круга
Слайд 14Содержание работ по проекту: исполнение (2)
Раскраска деталей Вертепа
Слайд 15Содержание работ по проекту: исполнение (3)
Детали Вертепа
Ребята рисуют праздники
Слайд 16Содержание работ по проекту: исполнение (4)
Ребята рисуют праздники
Слайд 17Проведение контрольного анкетирования в классе о датах православных праздников
Оформление результатов
Подготовка к
стендовой защите проекта
Подведение итогов работы
Содержание работ по проекту: завершение
Слайд 18Основные результаты проекта (1)
Годовой календарь-круг православных праздников
Слайд 19Макет рождественского Вертепа
Основные результаты проекта (2)
Слайд 20Наряды на праздник Покрова
Другие результаты проекта
Слайд 21Практическое участие в годовом круге церковных праздников
На Покров мы ходили в
храм, участвовали в концерте и провели классный час.
На Рождество Христово мы все вместе раскрашивали и делали вертеп. Собирали рождественские подарки для бедных людей. Многие ходили в храм на ночную службу. Выучили тропарь.
На день памяти святителя Василия Великого – была праздничная служба в Гимназии и Бал. Знаем наизусть Тропарь Праздника.
На Крещение освящали крещенской водой свои дома, а некоторые смельчаки окунались в прорубь. Многие знают тропарь Праздника.
Перед началом Великого Поста, готовясь встречать Пасху, мы решили посетить Ново-Иерусалимский монастырь, в котором все связано с жизнью Господа.
Встречая Праздник 40-ка мучеников, мы напекли жаворонков и угостили слушателей стендового доклада.
К Пасхе у нас будет мастер-класс по украшению пасхальных яиц.
Слайд 22Заключение
Подводя итоги проекта, отметим, что дети:
получили содержательные практические уроки патриотического воспитания
путем знакомства, изучения и участия в православных праздниках и их традиционных ритуалах
приобрели опыт совместной работы в условиях прямого участия в конкретном проекте (с его требованиями к результату, сроками, коммуникациями, дисциплиной и пр.)
применили свой творческий потенциал в поисках и реализации оригинальных решений конструкторских задач
Слайд 23Выражаем благодарность!
Казакову Галину Юрьевну
Шлыгину Юлию Михайловну
Егорову Юлию Геннадьевну
Юрьеву Юлию Анатольевну
и всех
родителей нашего класса
За помощь в работе над проектом, организации экскурсий, подготовке мастер-классов, изготовлении календаря-круга и практическую поддержку благодарим: