Слайд 1Компетентностный подход в обучении географии и крымоведения
Выполнила: учитель географии и
крымоведения
МБОУ
«Шелковичненская
средняя школа» Сакского района
Кузнецова Светлана Владимировна
Слайд 2КОМПЕТЕНТНОСТЬ
обладание учеником личностными качествами (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных
опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.
Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупности качеств) ученика и минимальный опыт его деятельности в заданной сфере
Слайд 3Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход
из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё “Я” в постоянно меняющихся условиях
Слайд 4Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира может применять
такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы
Слайд 5становление культуры личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей
свою деятельность в географическом пространстве на основе взаимодействия с природой. Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, а именно
• мотивационные;
• ценностно-нормативные;
• информационно-познавательные;
• коммуникативные;
• практико-созидательные.
Целью географического и краеведческого образования является
Слайд 6Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями
Слайд 7• уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;
• организовать взаимосвязь знаний своих
и упорядочить их;
• уметь решать проблемы;
• организовать свои собственные приёмы обучения;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
ИЗУЧАТЬ
Слайд 8• запрашивать различные базы данных;
• получать информацию из различных источников;
• уметь работать с документами,
классифицировать их.
ИСКАТЬ
Слайд 9• занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;
• оценивать социальные привычки,
связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;
• уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.
ДУМАТЬ
Слайд 10• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения
АДАПТИРОВАТЬСЯ
Слайд 11• низкий – ученик принимает цели и мотивы учителя, воспроизводит знания по
образцу;
• средний – ученик может сформулировать проблему на основании данных учителя, выделить частные цели из общей с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу;
• высокий – ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации.
Уровни развития компетенций ученика
Слайд 15Компетентностный подход к образованию невозможен без практико - и личностно-ориентированного характера
обучения. Практические работы особо уместны на культурно cмысловом и культурно творческих этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения учащихся формируют информационно-познавательная (знания, умение их применять) и практико-созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели). Хорошо, если тематика практических работ позволяет широко опираться на субъектный опыт учеников, тем самым, осуществляя личностно ориентированное обучение.
Слайд 16Школьная география и крымоведение имеет широкие возможности для интеграции как с
гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Естественно, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей.
Слайд 17Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии и крымоведения
работа
с учебником, географической и научно-популярной литературой
работа с картами и картосхемами
работа со статистическими материалами
работа на местности
наблюдение за окружающей средой
работа с ресурсами СМИ и Интернет
учебные научные проекты
экскурсии
Слайд 18Необходимым условием для реализации компетентностного подхода к обучению является усиление внимания
к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой, поэтому я, как учитель, выступаю как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Именно я создаю благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося.
Слайд 19Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии.
Выстраивая
вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения.
Слайд 20Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей обучающихся я могу представить
следующей схемой:
1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
Слайд 212. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых
компетентностей. Это:
-создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; -включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование; развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
организация групповой работы
Слайд 223. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм
учебной деятельности.
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
Слайд 23Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь
именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 5 правил:
Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Слайд 24Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной
задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе.
Слайд 25Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания:
стимул,
задачная формулировка,
источник информации,
бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
инструмент проверки.
Слайд 26Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное
задание организует деятельность учащегося.
Слайд 27Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
оценить уровень развития предметных знаний и умений;
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Слайд 28Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника,
развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций учащихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию компетенций учащихся.
Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии и крымоведения всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ