Слайд 1Лагерева Светлана Валерьевна
Тихорецкое подразделенеи УЦПК
ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
4 часа
2016 год
Слайд 2ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Автомобильный
Железнодорожный
Морской, речной
Воздушный
Космический
Трубопроводный
Линии электропередач
ТРАНСПОРТ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Слайд 3Достоинства и недостатки использования различных видов транспорта
Слайд 4Основные руководящие документы по обеспечению работы жд транспорта:
- Федеральный закон «О
железнодорожном транспорте в РФ»
- Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ»
Слайд 5- Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»
-
Правила технической эксплуатации железных дорог РФ
- Инструкция по сигнализации железных дорог РФ
- Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ
Слайд 6Сооружения и устройства железнодорожного транспорта
железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на
раздельных пунктах для приема скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
Слайд 7устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
- устройства автоматики, телемеханики связи
и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
Слайд 8сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
устройства электроснабжения, включая тяговые
подстанции и Контактную сеть на электрифицированных линиях.
Слайд 9ГАБАРИТЫ
Габарит погрузки - предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором
полностью помещается, с учётом упаковки и крепления, груз на открытом подвижном составе, расположенном на прямом горизонтальном участке пути.
Слайд 10Габарит подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в
котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.
Слайд 11Габарит приближения строений - предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь
которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств.
Слайд 12Габарит выгрузки – на открытых площадках станций и подъездных путей грузы,
выгруженные из вагонов или подготовленные к погрузке, необходимо укладывать и закреплять так, чтобы не нарушался габарит приближения строений.
Негабаритным считается груз, который при размещении на ОПС, находящемся на прямом участке пути и при совмещении продольных осей в одной вертикальной площади превышает пределы габарита погрузки или его выход за пределы габарита погрузки в кривых превышает геометрический вынос вагона.
Слайд 13ГАБАРИТНЫЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАМЫ
ГАБАРИТНЫЕ
ВОРОТА
Слайд 14Путь и путевое хозяйство
Трасса железнодорожной линии характеризует положение в пространстве продольной
оси пути на уровне бровок земляного полотна.
План - проекция трассы на горизонтальную плоскость
Слайд 15Железнодорожный путь подразделяют:
1. Земляное полотно - представляет собой комплекс сооружений
из грунта, служащих основанием для верхнего строения пути.
Виды земляного полотна:
- насыпь [а],
- выемка [б],
- полунасыпь [в],
- полувыемка [г],
- полунасыпь-полувыемка [д],
- нулевое место [е]
Слайд 162. Искусственные сооружения:
Тоннель
Путепроводы
Слайд 17Эстакады, применяемые вместо насыпи на городской территории или на подходах к
большим мостам
Виадуки — при пересечении глубоких оврагов, ущелий или суходолов;
Слайд 18Трубы, укладываемые под насыпями на небольших водотоках и суходолах для пропуска
ливневых и снеговых вод
- Селеспуски
Слайд 193. Верхнее строение пути (ВСП) является единой комплексной конструкцией, состоящей из:
3.1 рельсы. Основные типы рельсов — Р-75, Р-65, Р-50
Слайд 203.2 Рельсовые скрепления бывают:
а) Стыковые скрепления
б) Промежуточные
Слайд 213.3 Рельсовые опоры – шпалы:
а) деревянные
б) железобетонные
Слайд 223.4 Балластный слой (балластная призма) распределяет нагрузки на основную площадку земляного
полотна, оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути. Материал должен быть прочным, упругим пропускать воду в любое время года. Применяют щебень, асбест, редко гравий, ракушку, металлургические шлаки.
Слайд 233.5 Мостовое полотно - комплекс элементов, находящихся на пролётном строении моста;
предназначается для обеспечения безопасного движения транспортных средств, пешеходов и отвода воды с поверхности покрытия.
Слайд 243.6 Стрелочный перевод – устройство, служащее для перевода подвижного состава с
одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелок, крестовин и соединительных путей между ними.
Слайд 253.7 Башмакосбрасыватель - применяются для сбрасывания с рельсовых тормозных башмаков из-под
колес подвижного состава на сортировочных горках, не оборудованных автоматическими устройствами для регулирования скоростей движения вагонов. Башмакосбрасыватели укладывают, как правило, на постоянных тормозных позициях горочных и подгорочных путей.
Слайд 26Железнодорожная станция — раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по
приёму, отправлению, скрещению и обгону поездов, по обслуживанию пассажиров, приёму и выдаче грузов, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию жд составов и технические операции с поездами.
Слайд 27ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАНЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРУЮТСЯ ПО ХАРАКТЕРУ РАБОТЫ:
1) промежуточные – имеют путевое развитие
и устройства для обгона, скрещения и пропуска поездов, погрузки и выгрузки грузов, посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
2) участковые – предназначены для смены локомотивов и их экипировки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов, расформирования и формирования составов сборных и участковых поездов, технического обслуживания и ремонта вагонов, а также для выполнения пассажирских, и грузовых операций;
Слайд 283) сортировочные – служат для массового расформирования грузовых поездов, переработки транзитных
и местных вагонопотоков с разных направлений и формирования поездов, идущих на большие расстояния без переработки на попутных станциях;
4) пассажирские – приём, отправление, ремонт, санитарная обработка и экипировка пассажирских поездов;
Слайд 295) грузовые - для организации массовой погрузки и выгрузки грузов:
- неспециализированные
- служащие для погрузки и выгрузки грузов разных видов;
- специализированные – для отдельных видов грузов;
- перезагрузочные.
Слайд 31Железнодорожный путь — сложный комплекс линейных и сосредото-ченных инженерных сооружений и обустройств,
расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Слайд 33График — основа организации движения поездов; он объединяет работу всех подразделений,
выражает заданный объем эксплуатационной работы железных дорог
Слайд 34Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет диспетчерский аппарат, несущий сменное дежурство. На
дорогах эту задачу выполняет распорядительный отдел службы перевозок. Оперативной работой станций руководят дежурные по станции, а на крупных станциях — станционные и маневровые диспетчеры.
Необходимым условием правильного планирования и оперативного руководства поездной и грузовой работой является знание фактического положения дел на линии. Необходимые сведения диспетчер получает со станций и от машинистов локомотивов с перегонов участка. Кроме того, ему регулярно передается информация о подходе поездов и вагонов и сложившейся обстановке на каждом стыковом пункте.
Слайд 35Автоматизация (АСУЖТ) процессов управления перевозками осуществляется благодаря следующим программам:
- автоматизированная система
оперативного управления грузовыми перевозками (АСОУП);
- система автоматизированного ведения графика исполненного движения ГИД «Урал-ВНИИЖТ»;
- система интегрированной обработки маршрута машиниста, контроля дислокации и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК);
- система автоматической идентификации подвижных объектов (САИД) «Пальма».
Слайд 37ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА
1) надежность перевозок;
2) своевременность
доставки;
3) регулярность перевозок;
4) безопасность перевозок;
5) сохранность груза при перевозке;
6) количественные и качественные характеристики транспортного обслуживания (доступность, комфортность, удобства при приеме и сдаче грузов, уровень информационного обслуживания и др.);
7) дополнительные услуги;
8) стоимость транспортных услуг и т.д.