Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «СЕМИЦВЕТИК» КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА»
ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Выполнила:
Злотникова Елена Анатольевна
Слайд 2Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми
(межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности
(А.А. Бодалёв)
Слайд 3
Общение включает в себя:
- коммуникацию (обмен информацией);
- интеракцию (обмен действиями);
- социальную
перцепцию (восприятие и понимание партнера)
Слайд 4
Классификации сторон общения
В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения:
коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами;
интерактивная: организация взаимодействия
между общающимися индивидами (обмен действиями);
перцептивная (межличностная перцепция): процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания
Слайд 5По характеру общение разделяют на:
продуктивное (творческое);
непродуктивное (формальное)
По направленности:
- гуманистическое;
- манипулятивное
По формам проявления:
-
непосредственное и опосредованное;
формальное и неформальное
По степени искренности:
открытое;
закрытое
По сферам деятельности:
деловое;
семейное;
спортивное
Слайд 6Функции общения
Функции по целям общения:
контактная - установление контакта, то есть готовности
к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи;
информационная - приём и передача сообщений в ответ на запрос;
побудительная - целевая стимуляция активности;
координационная - взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
функция понимания - адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
эмотивная - обмен эмоциями;
функция установления отношений - фиксация своего места в социуме;
функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера
Слайд 7
Виды общения
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
материальное общение -
обмен предметами или продуктами деятельности;
когнитивное общение - обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения;
кондиционное, или эмоциональное общение - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга - пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения;
мотивационное общение - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение);
деятельностное общение - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания
Слайд 8В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить
следующие виды:
контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;
светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение;
формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;
деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;
межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности;
манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника
Слайд 9Средства общения
1. Вербальные (речевые)
2. Паравербальные:
- фонационные - темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к
примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
- кинетические - жесты, поза, мимика говорящего;
- графические - особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв и другие.
3. Невербальные без помощи речевых и языковых средств –мимика, жестикуляция, язык тела, проксемика
Слайд 10Составные элементы общения:
- сообщение;
- разговор;
- раппорт;
- точка зрения;
- комплименты;
- интересы;
- языковая
личность
Слайд 11
ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией,
а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Виды взаимодействия
Все виды разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт):
1) кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
2) конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами)
Слайд 12Каждый акт общения представляет собой набор следующих элементов:
- деятель;
другой человек
- тот, на кого направлено действие;
ответная реакция другого на действия деятеля;
мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности;
система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека;
нормы, по которым организуется взаимодействие;
ценности, которые принимает каждый участник;
ситуация, в которой совершается действие
Слайд 14Общение как деятельность
Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование
окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека. В общении люди делают достоянием друг друга то, что чем сами они обладают. В результате общения знания, умения, и навыки одного человека становятся общими для многих людей
Слайд 15Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке
других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения
Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение.
Действие общения - это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия
Задачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой