Презентация, доклад на тему Обогащение игрового опыта

Содержание

ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других,

Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка
«Дюймовочка»-детский сад №28»
Воспитатель Головачева

Мариана Николаевна

«Обогащение игрового опыта»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Дюймовочка»-детский сад №28»Воспитатель Головачева Мариана Николаевна«Обогащение игрового опыта»

Слайд 2
ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством

которой реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых.

ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей

Слайд 3Актуальность Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их

фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружескую атмосферу. В сюжетно – ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Актуальность   Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат

Слайд 4Проблема Многие исследователи игровой деятельности современных дошкольников отмечают своеобразие современной детской игры.

Исследования, проведенные Е.О. Смирновой, О.В. Гударевой, свидетельствуют об увеличении количества сюжетов игр у дошкольников, связанных с телепередачами и мультфильмами (Человек – паук, роботы и т.д.). При этом наблюдаются снижение количества игр в которых обыгрываются профессиональные сюжеты. (Больница, водители, столовая и т.д.)


Проблема  Многие исследователи игровой деятельности современных дошкольников отмечают своеобразие современной детской игры. Исследования, проведенные Е.О. Смирновой,

Слайд 5Цель и задачи
Цель - формирование у детей дошкольного возраста игрового опыта. Задачи: -

Продолжать расширять представления о труде разных профессий. - Формировать игровой навык действий с воображаемыми предметами. - Обогащать опыт организации игры: распределение ролей, согласование действий. - Развивать навык создания игровой среды, за счет использования предметов - заместителей, самостоятельно изготовленной атрибутики, а так же изготовленной с помощью родителей.
Цель и задачиЦель - формирование у детей дошкольного возраста игрового опыта.  Задачи: - Продолжать расширять представления

Слайд 6Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он

познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. Среди множества типов игр в детском саду, я выбрала для своего опыта работы сюжетно ролевую игру, она самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается воображение, образное мышление, память. Сюжетно – ролевая игра - это независимая деятельность, в которой ребенок может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты. (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.). Для того чтобы сформировать у ребенка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью ему надо дать основные представления о направлениях игры.
Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует,

Слайд 7Основные направления в развитии игрового опыта
Развитие игрового опыта детей
Усложнение содержания
Усложнение игровых

действий

Взаимодействие с партнером

Самостоятельность и творчество

Основные направления в развитии игрового опытаРазвитие игрового опыта детейУсложнение содержанияУсложнение игровых действийВзаимодействие с партнеромСамостоятельность и творчество

Слайд 8Классификация игр
Игры
Творческие игры
Игры с правилами
Народные игры (игры, созданные народом)
Сюжетно

–ролевые

Конструкторские

Театрализованные

Дидактические

Подвижные

Классификация игрИгрыТворческие игры Игры с правилами Народные игры (игры, созданные народом)Сюжетно –ролевые КонструкторскиеТеатрализованныеДидактическиеПодвижные

Слайд 9Этапы формирования сюжетно – ролевой игры

На основе многочисленных исследований установлено, что

в возрастном диапазоне:
1,5—3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником;
3—5 лет — может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником;
5—7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2—3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Этапы формирования сюжетно – ролевой игрыНа основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне: 1,5—3 года ребенок

Слайд 10Основной принцип организации сюжетно – ролевой игры

Воспитатель должен играть вместе

с детьми

Педагог - партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре.

Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей.

Педагог- наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений.

Основной принцип организации сюжетно – ролевой игры Воспитатель должен играть вместе с детьми Педагог - партнер, носитель

Слайд 11Особенности сюжетно – ролевой игры
Соблюдение правил (Правила вытекают из самой сути

игры)

Социальный мотив игры (Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых )

В СРИ идет эмоциональное развитие (Игра ребенка наполнена эмоциями, часто недостающих в жизни)

В ходе СРИ происходит развитие интеллекта дошкольника (Развитие замысла в СРИ связано с общем умственным развитием ребенка)

В СРИ развивается воображение и творчество (Дети намечают общий план, а во время игры возникают новые идеи)

Развитие речи (Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять партнёров, согласовать действия)

Особенности сюжетно – ролевой игры Соблюдение правил (Правила вытекают из самой сути игры)Социальный мотив игры (Игра –

Слайд 12Структура Сюжетно – ролевой игры

- Сюжет (пример темы: «Детский сад», «Семья»,

Больница», «Парад» и т.д.).
- Содержание игры (Младший возраст - действие с игрушками, старший возраст – взаимодействие взрослых.).
- Игровая роль (игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя и другого
участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации.).
-Воображаемая ситуация (Образ игры, ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия.).
- Игровой материал (Игрушки, предметы реального мира, предметы заместители , которые используют в процессе СРИ.)
Структура Сюжетно – ролевой игры- Сюжет (пример темы: «Детский сад», «Семья», Больница», «Парад» и т.д.).- Содержание игры

Слайд 13Создание предметно игровой среды (позволяют создать условия для самостоятельной игры, развития

игрового опыта)

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных.
«Маркеры игрового пространства» – это игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет , например - самолет, мост, карусель, корабль.
«Предметы оперирования» - это игрушки имитирующие реальные предметы позволяющие воссоздать смысл настоящего действия, например – утюг, молоток , руль.
«Предметы – заместители» - Введение в игру предметов – заместителей делает игру более интересной ,содержательной, стимулирует развития у ребенка творческого воображения, например можно представить что кубик от конструктора это пирожное.
«Зонирование помещения» разделение пространства на функциональные зоны.

Создание предметно игровой среды  (позволяют создать условия для самостоятельной игры, развития игрового опыта)«Игрушки - персонажи» -

Слайд 14План работы
I этап: организационно – ознакомительный. - Выявление проблемы, выявление актуальности, определение

целей и задач. - Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования игрового опыта, работа с картотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. - Провести диагностику с целью выявления уровня развития игровых умений дошкольников. - Изготовить своими руками, а так же с помощью родителей необходимые атрибуты для работы с детьми по данному направлению. - Разработать рекомендации для родителей по применению методики формирования игровых умений детей дошкольного возраста. - Провести опрос, анкетирование с родителями.
План работыI этап: организационно – ознакомительный.  - Выявление проблемы, выявление актуальности, определение целей и задач. -

Слайд 15II этап: теоретический.

Изучение методической литературы.
-Короткова, Н.А. Сюжетная игра дошкольников //Ребёнок в

детском саду, 2006, № 5.
-Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду, 2009г.
-Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно ролевыми играми в детском саду, 2010г.
-Шемета Е.Ю. Профессионально – игровая компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации 2017г.
-Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание.-№ 4.-2005
-Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.
-Эльконин Д.Б. Психология игры.
- Козлова С.А. Я — человек, Программа социального развития.
- Журнал «Воспитатель ДОУ», «Старший воспитатель».
Материалы с интернета.
- Оснащение предметно-развивающей среды;
- Разработать комплексно-тематический план работы с целью повышения игрового опыта у дошкольников.
II этап: теоретический.Изучение методической литературы.-Короткова, Н.А. Сюжетная игра дошкольников //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.-Михайленко Н.Я.,

Слайд 16III этап: практический.
Реализация выбранных направлений:

Работа с воспитателями:

- Распространение опыта среди

коллег;
- Консультации «Значение сюжетно-ролевых игр для дошкольников», «Современные технологии обучения дошкольников сюжетно-ролевым играм», «Технология деятельностного метода»;
III этап: практический.Реализация выбранных направлений:Работа с воспитателями: - Распространение опыта среди коллег;- Консультации «Значение сюжетно-ролевых игр для

Слайд 17Распространение опыта среди коллег
Мастер класс по организации сюжетно – ролевой игры
Консультация

«Значение сюжетно – ролевых игр для дошкольников
Распространение опыта среди коллегМастер класс по организации сюжетно – ролевой игрыКонсультация «Значение сюжетно – ролевых игр для

Слайд 18Работа с детьми:

- НОД «Знакомство с профессиями»;
- Просмотр презентации «Люди разные

нужны, люди разные важны», «Моряки», «Спасатели» и т. д.
Наблюдения, целевые прогулки;
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;
Чтение, рассказывание, заучивание стихотворений;
Прослушивание аудиозаписей и просмотр мульфильмов;
Конструирование, лепка, аппликации, рисование;
Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том что такое хорошо, а что такое плохо;
- Сюжетно-ролевые игры современной направленности, игры «Супермаркет», «Парикмахерская», «Ателье», «Путешествия» и т.д.;

Работа с детьми:- НОД «Знакомство с профессиями»;- Просмотр презентации «Люди разные нужны, люди разные важны», «Моряки», «Спасатели»

Слайд 19Работа с детьми
Знакомство с профессиями.
Встреча «с интересными людьми».

Работа с детьмиЗнакомство с профессиями.Встреча «с интересными людьми».

Слайд 20Сюжетно-ролевые игры современной направленности:
Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет».
Цель – Научить

детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания о быте.
Сюжетно-ролевые игры современной направленности:Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет». Цель – Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с

Слайд 21Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника». Цель – Формировать умение детей распределять

роли в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду взрослых, закреплять правила поведения в общественных местах.
Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника».  Цель – Формировать умение детей распределять роли в соответствии с сюжетом

Слайд 22Сюжетно – ролевая игра «Семья». Цель – Отражать в игре явления

социальной действительности формировать представления о семье, как о людях которые живут вместе, воспитывать желание заботится о близких, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Сюжетно – ролевая игра «Семья».  Цель – Отражать в игре явления социальной действительности формировать представления о

Слайд 23Сюжетно ролевая игра – «Строители». Цель – Научить детей распределять роли

и действовать согласно принятой роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры. Развивать творческое воображение. Выразительность речи детей.
Сюжетно ролевая игра – «Строители».  Цель – Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли,

Слайд 24Сюжетно – ролевая игра «Ателье. Дом мод». Цель – Воспитывать уважение

к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.
Сюжетно – ролевая игра «Ателье. Дом мод».   Цель – Воспитывать уважение к труду швеи, модельера,

Слайд 25Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская». Цель – Способствовать установлению в игре

ролевого взаимодействия и умению устанавливать ролевые взаимоотношения.
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».  Цель – Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и умению устанавливать

Слайд 26Сюжетно – ролевая игра «Водители. Дорожная полиция». Цель – Учить детей

предварительно планировать этапы предстоящей игры, уметь находить нужные для данной игры предметы, использовать своеобразные предметы- заменители.
Сюжетно – ролевая игра «Водители. Дорожная полиция».  Цель – Учить детей предварительно планировать этапы предстоящей игры,

Слайд 27Сюжетно - ролевая игра «Повар». Цель - Развивать у детей умение

выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы – заместители.
Сюжетно - ролевая игра «Повар».  Цель - Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре

Слайд 28Сюжетно ролевая игра «Театр». Цель – Закреплять знания детей о театре,

о труппе театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.
Сюжетно ролевая игра «Театр».  Цель – Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, показать коллективный

Слайд 29Работа с родителями
Анкетирование «Как и во что играют дети?»
Консультации «Роль сюжетно

– ролевой игры для детей дошкольного возраста»
Работа с родителямиАнкетирование «Как и во что играют дети?»Консультации «Роль сюжетно – ролевой игры для детей дошкольного

Слайд 30Мастер – класс изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм

Мастер – класс изготовление атрибутов  к сюжетно ролевым играм

Слайд 31Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр
Изготовление фигур для теневого

театра (семья Бородиной Л.)

Изготовление Театра (семья Спилиоти А.)

Изготовление пальчикового театра (семья Казакова Я.)

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр Изготовление фигур для теневого театра (семья Бородиной Л.)Изготовление Театра (семья

Слайд 32Изготовление атрибутов для СРИ «Пожарные» (семья Крюченкова Я.)
Пополнение атрибутов для СРИ

«Буфет» (семья Полосухина А.)

Пополнение СРИ «Театр» (семья Данчиной А.)

Изготовление атрибутов для СРИ «Пожарные» (семья Крюченкова Я.)Пополнение атрибутов для СРИ «Буфет» (семья Полосухина А.)Пополнение СРИ «Театр»

Слайд 33IV этап: обобщающий.

Выступление на методическом объединении: презентация «Реализация деятельностного метода через

сюжетно - ролевую игру»;
IV этап: обобщающий.Выступление на методическом объединении: презентация «Реализация деятельностного метода через сюжетно - ролевую игру»;

Слайд 34Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н.

Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И Жуковская, Н.Я. Михайленко, В.П. Залогина, Р.А. Иванкова) я сделала вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того, чтобы реализовать потенциал, заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности ребенка. Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем.
Я заметила, что дети приобрели навыки позитивного общения, научились понимать мир взрослых, переживать за других людей, понимать смысл их поступков, осознавать свое реальное место в обществе, сделали для себя открытие что желания других не всегда совпадает с моими, научились уважать и верить в себя.
Дошкольный возраст – это время фантазеров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов. Мне важно, создать условия для сюжетно-ролевых игр, в которых каждый ребенок сможет для себя открыть что-то новое, интересное, необыкновенное.





Проведенная работа позволила сделать следующие выводы. На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова,

Слайд 35Только через собственную деятельность каждый ребенок познает мир

Только через собственную деятельность каждый ребенок познает мир

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть