Слайд 1Подготовила:
учитель физической культуры.
Эрлих Я. М
Программа внеурочной деятельности
Народные игры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЯШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
_____________________________________________________________________
456733, Челябинская область, Кунашакский район, с. Большой Куяш,
ул. Молодежная, д. 18 Тел. (35148) 52-2-51, факс: (35148) 52-2-51
e-mail: Kuah.36 @ mail.ru
Слайд 2сентябрь
планирование предстоящих дел, поиск информации
октябрь
привлечение детей к намеченному плану. Знакомство с
играми "Гуси-лебеди", "Салки", (рус. нар. игр.), "Юрта", "хлопушки" (тат. нар. игр.)
ноябрь
Игры народов России «Бакыр бүкән» (башк.нар.игра), «Земля, вода, огонь, воздух» (марийс.нар.игра)
декабрь
Знакомство с играми «Нардуган», «Түбәтәйле», для использования в празднике Нардуган
январь
Знакомство с играми «Тирмә» (башк.нар.игра), «Читәнме, бүзме» (татар. нар.) ,«Лапта» (рус. нар. )
февраль
Знакомство с играми «Почмак алыш», «Кәрия-Зәкәрия»
март
Знакомство с играми «Башмакчы», «Там, там, тамчы там», для использования их в празднике Науруз
апрель
Знакомство с играми «Пастух и козы» (узбек.нар.игра),«Зәңгәр чәчәк» ,«Горелки» (рус. нар. игра ),
май
Знакомство с играми «Хищник в море» (чув.нар.игра), «Төймә, төймә», с играми праздника Сабантуй, Проведение фестиваля «Народные игры»
июнь-июль
Проведение народных игр на прогулке, праздник Сабантуй, подведение результатов проекта
Слайд 3«Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию
школьников, но выступают как средство духовного развития личности»
К.Д. Ушинский
Слайд 4 Народная игра –
средство всестороннего, национального воспитания личности ребенка, развития
у него культурно-нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества
Слайд 5Актуальность
В настоящее время одной из наиболее важных
и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам общеобразовательных учреждении. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности
Проблема нашей цивилизации – гиподинамия
Мы «сидячая цивилизация» или «цивилизация двойных подбородков»
Слайд 6Гипотеза
если активно проводить пропагандистскую работу среди учащихся по
формированию здоровье формирующих ценностей через народные и подвижные игры , то это научит ребенка обретать гармонию с окружающим миром, у детей сформируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны , эмоционально положительная основа для развития.
Слайд 7Цели и задачи программы:
знакомить детей с народным фольклором, традициями, обычаями;
обогащать кругозор детей;
развивать двигательную активность и физические качества детей;
формировать заинтересованное и уважительное отношение к культуре
Слайд 8Этапы осуществления программы
Срок проведения
Сентябрь
Планирование предстоящих дел, поиск информации
Октябрь
Привлечение детей к намеченному
плану. Знакомство с играми «Гуси-лебеди», «Салки», (рус. нар. игра ), «Юрта», «Хлопушки» (тар. нар. игры)
Ноябрь
Игры народов России «Бакыр бүкән» (башк.нар.игра), «Земля, вода, огонь, воздух» (марийс.нар.игра)
Декабрь
Знакомство с играми «Нардуган», «Түбәтәйле», для использования в празднике Нардуган
Январь
Знакомство с играми «Тирмә» (башк.нар.игра), «Читәнме, бүзме» (татар. нар.) ,«Лапта» (рус. нар. )
Февраль
Знакомство с играми «Почмак алыш», «Кәрия-Зәкәрия»
Март
Знакомство с играми «Башмакчы», «Там, там, тамчы там», для использования их в празднике Науруз
Апрель
Знакомство с играми «Пастух и козы» (узбек.нар.игра),«Зәңгәр чәчәк» ,«Горелки» (рус. нар. игра ),
Май
Знакомство с играми «Хищник в море» (чув.нар.игра), «Төймә, төймә», с играми праздника Сабантуй
Июнь-июль
Проведение народных игр на прогулке, праздник Сабантуй, подведение результатов проекта
Слайд 9Ожидаемые результаты программы:
обогащенные знания детей;
устойчивость навыков поведения;
сформированность основ ценностных
сфер личности;
стабильность психического развития;
целостность восприятия мира;
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
распространение опыта работы (выступление на педсовете, на метод. объединении).
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Слайд 10Здоровый ребенок –
успешный ребенок
Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях нашей школы и внедрение программы «Народные игры».
Слайд 11Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних
времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый
Принципы народной игры:
Добровольность
Спонтанность
Договоренность
Отражает особенности развития общества в конкретный исторический момент
Слайд 12 Это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей.
Приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте.
Выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу нравственности.
Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей школьного возраста средство приобщения к национальной культуре.
Народные игры
Слайд 13Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она
позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. В народных подвижных играх хорошо развиваются и закрепляются ловкость, быстрота, а также такие физические действия, как прыжки, бег, метание и т.д.
В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора. Они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Слайд 14Образец высокого педагогического мастерства;
Оказывает влияние на воспитание ума, характера воли,
Развивает нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Структура
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Значение народной игры
Слайд 15Классификация
народных игр
Бытовые
Игры-забавы
Игры-ловишки
Драматические
Хороводные
Сезонно-обрядовые
Игры, отражающие отношение человека к природе
Состязательные
Пальчиковые
Вперед
Слайд 16Игры-забавы
В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую
координацию.
К этим играм относятся : «Земля-Вода-Небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.
Слайд 17«Земля-Вода-Небо»
Играющие становятся в круг лицом к центру. В центре – ведущий
с мячом. Он произносит одно из слов Земля-Вода-Небо и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и быстро назвать какое-либо животное, обитающее в указанной среде (например, волк на слово «земля»). Затем надо вернуть мяч водящему.
Слайд 18Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами.
Обычно в такие игры
играли взрослые с маленькими детьми.
К ним относятся русские народные игры: «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички-невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие.
Пальчиковые
Слайд 20Игры - ловишки
Игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость,
быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы» и др.
Слайд 22Хороводные игры
Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни
с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.
К таким играм относятся: «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)» и другие.
Вернуться
Слайд 24Драматические игры
В основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей.
Это
маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, прием все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость.
Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой.
Слайд 26Бытовые игры
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков.
Это такие игры как:
«Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
Слайд 28Бытовые игры
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков.
Это такие игры как:
«Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
Слайд 30Анкета для родителей
1. Часто ли Вы играете с ребенком?
2. Считаете
ли Вы необходимым проведения в школе ознакомления детей с народными играми?
3. Играет ли Ваш ребенок в народные игры, изученные в детском саду ?
4. Знает ли Ваш ребенок народные игры, и играет ли в них?
5. Знаете ли Вы народные игры?
6. Назовите несколько народных игр, которые Вам знакомы.
7. В какие народные игры Вы играли в своем детстве?
8. Можете, ли Вы поделится своим опытом? (показать, рассказать)
9. Как вы считаете, нравятся ли Вашему ребенку играть в народные игры?
Слайд 33Анкета для детей
1. Знаете ли вы, что такое народные игры?
2.
Знаете ли вы в как игры играли ваши мамы, бабушки?
3. Назовите считалки из известных вам игр?
4.Играете ли вы в народные игры во время прогулки?
Слайд 36Анализ анкеты
Из любимых игр названы, в основном, уличные,
подвижные.
Те, у кого нет компьютера, называют больше домашних игрушек и игр, даже шашки.
У троих, имеющих компьютер, нет любимых игрушек и игр, кроме компьютерных.
У девочек – игрушки-зверушки, есть у них и куклы (в основном, типа Барби), но их в числе любимых не назвал никто. Компьютеров у девочек пока нет.
Бакуганов нет у девочек и у мальчика из малообеспеченной семьи.
На игровых занятиях в компьютерном классе девочки играют в игры с Барби, где надо наряжаться, танцевать, мальчики в гонки, Farm simulator, и те и другие с удовольствием стреляют кур, воюют с зомби, на «ферме» выращивают кур, страусов, продают мясо и яйца. То есть, растет довольно агрессивная и конкурентоспособная личность.
Слайд 37Использование народных игр в воспитании школьников помогает духовному совершенствованию личности ребенка,
расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.