Презентация, доклад на тему Народные промыслы Рязани

Содержание

Неужели где-нибудь на свете Есть светлее город, чем Рязань? Омывает тёплый окский ветер Куполов серебряную скань.  Башенок узорчатые бёдра Греются на солнце, как волхвы,  Принимая дар небесный — вёдро Средь листвы безустой

Слайд 1 Народные промыслы родного края

Народные промыслы родного края

Слайд 2 Неужели где-нибудь на свете Есть светлее город, чем

Рязань? Омывает тёплый окский ветер Куполов серебряную скань.  Башенок узорчатые бёдра Греются на солнце, как волхвы,  Принимая дар небесный — вёдро Средь листвы безустой и травы.  Рядом в сарафанчиках из ситца В окруженьи тихой старины Кружатся на выданье сестрицы.  Пламенем осенним возжены.  Ax, какие у царевен лица! Не за них ли у рязанских врат Билась насмерть горлица с лисицей И не к ним спешил ли Коловрат? Не о них ли вспоминал Есенин У прекрасной Лалы поутру,  Словно пух, горячим дуновеньем Поднимая чёрную чадру? Господи! В потоке восходящем Ниспошли Рязани при свечах Лепоты домашней в настоящем За её страдания в веках.
Акулов И.И.
Неужели где-нибудь на свете Есть светлее город, чем Рязань? Омывает тёплый окский ветер

Слайд 3Михайловские кружева
Деревянное зодчество
Шиловское лозоплетение
Скопинская керамика
Кадомский вениз
Касимовская хохлома

Михайловские кружеваДеревянное зодчествоШиловское лозоплетение Скопинская керамикаКадомский венизКасимовская хохлома

Слайд 4 Народная культура ярко проявляет себя

в народном промысле. До наших дней сохранилось множество ремёсел, и изделия русских мастеров, являясь проявлением народной культуры. Ценность их остаётся - ведь они продолжают народную традицию.

Общая характеристика

Шиловская лоза

Скопинская керамика

Михайловские кружева

Касимовская хохлома

Народная культура ярко проявляет себя в народном промысле. До наших дней

Слайд 5 Красота и самобытность русского народного искусства

Рязанской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народно-художественных промыслов.
Мастера и художники скопинской керамики, михайловского кружева, кадомского вениза, шиловской лозы, создавая великолепные предметы прикладного искусства, восстанавливают древние традиции рязанских промыслов.

Общая характеристика

Красота и самобытность русского народного искусства Рязанской области наиболее полно проявляется в

Слайд 6Изделия мастеров поражают разнообразием замысловатых форм, сказочных образов, высотой мастерства исполнения.




Общая характеристика

Кадомский вениз

Кадомский вениз

Скопинская керамика

Скопинская керамика

Изделия мастеров поражают разнообразием замысловатых форм, сказочных образов, высотой мастерства исполнения. Общая характеристикаКадомский вениз Кадомский вениз Скопинская

Слайд 7 Скопинский гончарный художественный промысел

– традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Возникнув в 1640 году, промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур.

Скопинская керамика

Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на

Слайд 8"Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди

скульптурных, посудных изделий других народов", - так оценивал изделия скопинских мастеров конца XIX - начало XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А.Салтыков.

Скопинская керамика


Слайд 9 На скопинской фабрике художественной керамики ведется

большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с заказчиками из отдаленных регионов страны. Немалый интерес скопинский народный промысел представляет для туристических организаций. Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории скопинской керамики, проводятся экскурсии.

Скопинская керамика

Скопинский народный промысел художественной керамики - это уникальное явление в русской культуре.

На скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых

Слайд 10 Практически невозможно определить, когда появилось первое плетеное изделие,

но достоверно известно, что уже в Древнем Египте плетение получило достаточно широкое распространение.
Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в крестьянском быту широко применялись плетение из ивового прута и лозы ежевики.

Шиловское лозоплетение

Практически невозможно определить, когда появилось первое плетеное изделие, но достоверно известно, что уже в

Слайд 11 Плетение из лозы – это искусство. Нужно

обладать огромным терпением и талантом.
Произведения шиловского лозоплетения органично соединяют как утилитарность, так и декоративность и высокие эстетические достоинства, помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира.

Шиловское лозоплетение

Плетение из лозы – это искусство. Нужно обладать огромным терпением и талантом.

Слайд 12 Начало уникальной кадомской вышивки уходит в глубину веков.

Согласно легенде, Петр I запретил покупать кружево за границей, и повелел обучать искусству плетения венецианского кружева русских монахинь. По преданию, монахинь привезли в Кадом, где они научили местных рукодельниц создавать сказочные узоры. Кадомчанки быстро освоили филигранную технику и стали делать чудное венецианское кружево. А вскоре на его основе создали уникальную игольчатую вышивку «вениз».
Белая ткань, нитки, простая игла.… Но, когда их касаются руки мастера, происходит чудо: художник вдыхает в них жизнь, и вышитые шелком на сетке тонкие прозрачные орнаменты, напоминающие рисунок изгибающихся стеблей, цветов ромашки, гвоздички, шиповника, делают изделия неповторимыми.

Кадомский вениз

Начало уникальной кадомской вышивки уходит в глубину веков. Согласно легенде, Петр I запретил покупать

Слайд 13Кадомский вениз
«Вениз» - трудоемкий вид вышивки. Чтобы выполнить ажурный орнамент диаметром

до 5 см опытной вышивальщице требуется не менее 8 часов работы.  ПК "Кадомский вениз" выпускает скатерти, салфетки, столешники, панно, сувенирную продукцию, а также изделия женского ассортимента, в т.ч. блузки, сарафаны.
Кадомский вениз«Вениз» - трудоемкий вид вышивки. Чтобы выполнить ажурный орнамент диаметром до 5 см опытной вышивальщице требуется

Слайд 14... Пощуповская игрушка авторская, значит, неповторимая. Родилась она в старинном рязанском

селе Пощупово, в семейной мастерской художников Ивановых. Каждая придумывается и лепится самим художником. Фантазия здесь безгранична. Все герои традиционно – русские животные. Мальчишкам и девчонкам нравится на перебой угадывать персонажей из книг и сказок, которые живут среди настоящих предметов старины: сундуков, коробов, прялок и гребней, ухватов и горшков. Экспозиция любимой пощуповской игрушки выстроена так, что ее можно рассматривать часами.

Пощуповская игрушка

... Пощуповская игрушка авторская, значит, неповторимая. Родилась она в старинном рязанском селе Пощупово, в семейной мастерской художников

Слайд 15Пощуповская игрушка
Пощуповская глина особенная: пластичная, неповторимых оттенков, черная, белая, красная. Из

местных глин делалась посуда, охра из глины шла на роспись храма, а в дни престольных праздников детвора бегала с глиняными игрушками. Как и раньше, игрушка обжигается сегодня в русской печи.     Сочетание обливной керамики с оригинальной матовой росписью - находка художников. Каждая игрушка придумывается и лепится самим художником. Каждая игрушка уникальна. Экспозиция пощуповской игрушки выстроена так, что её можно рассматривать часами. Ивановы – лауреаты международных выставок народного творчества.     Особенно интересно посетить музей-выставку детям. Но и взрослых она не оставит равнодушными. Все герои традиционно русские животные. Особенно любимы коты, собаки, ежи, поросята, зайцы, мышата. У каждого свой характер, свой наряд. Нередко они живут семьями и заняты воспитанием малышей. Поэтому пощуповскую игрушку называют семейной. Она отличается тонким юмором, добротой, несет радость и взрослым, и детям.
Пощуповская игрушкаПощуповская глина особенная: пластичная, неповторимых оттенков, черная, белая, красная. Из местных глин делалась посуда, охра из

Слайд 16 Касимовская роспись родилась в 1974 году .

Касимовские мастера предпочли всем прочим технику росписи "под фон" и растительные узоры - лесные ягоды и травы, изредка включая в них василек и ромашку. Здесь своя манера письма. Она сильна не замысловатостью узора, а скорее его простотой и нарядностью.
Сервизы: медовый, столовый - всех не перечислишь - празднично сияют золотом на столе. Декоративные панно, вазы и шкатулки вспыхивают таинственными бликами в интерьере. На все ложится едва уловимый флер деревянной Древней Руси. «Клубничка", "рябинка" и даже "хмель" великолепно чувствуют себя и на пузатых никелированных самоварах .

Касимовская хохлома

Касимовская роспись родилась в 1974 году .    Касимовские мастера предпочли

Слайд 17Касимовская хохлома






Возникнув от Хохломы, Касимовская роспись сумела избежать её влияния. Краски,

колорит, мотивы - все свое от своей истории и природы. И тем не менее Касимовская роспись привлекает не только местных жителей, объединенных одной культурой но и москвичей, французов, испанцев…Как известно, для мира искусств границ не существует.
 

Примером были изделия, привезенные первым директором с родины Хохломы. Технику золотой росписи взяли оттуда. Но рисовать стали по-своему. "Клубничку" сочиняли все вместе, а сюжет "хмеля" придумал первый мастер по росписи Владимир Скорняков. Самый первый набор назвали "рыбацким". Он хранится в Рязанском краеведческом музее.

Касимовская хохломаВозникнув от Хохломы, Касимовская роспись сумела избежать её влияния. Краски, колорит, мотивы - все свое от

Слайд 18Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове.

Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек (коклюшек) создают узоры, радующие глаз красочностью и богатством фактуры.

Михайловское кружево

Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине

Слайд 19Михайловское кружево
Это кружево своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов,

широко распространенных в других регионах России. Изумительная жизнерадостность михайловского кружева – в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, с желтым, красным и черным.
Михайловское кружевоЭто кружево своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России.

Слайд 20Это было узкое полотно кружева с несложным узором, мотивы которого носили

поэтическое название «мыски», «бубенцы», «балалайка», «городки» и т.д.
Узоры численного кружева имеют чисто геометрический характер. Они, как правило, образованы из простых треугольников, прямоугольников, прямых волнистых полос очень плотного плетения без каких либо связок решетчатого или тюлевого фона. Кружево выполняют из толстых льняных ниток, нитей мулине. В них обязательно применяли цветную нить, чаще красную или синюю. Его ранее плели по памяти, по числу переплетений нитей, с повтором одних и тех же приемов. Редко встречались два одинаковых по цвету кружева. Преобладал в них красный цвет. Но от включения серого, синего, зеленого, желтого тонов менялся колорит узора - он был ярче, насыщеннее, то более тональный с всплесками холодных или теплых тонов. По традиции кружево применяется в отделке изделий в сочетании с вышивкой, счетной гладью и крестом. Это кружево используется для украшения полотенец, столового белья, детской и женской одежды.

Михайловское кружево

Это было узкое полотно кружева с несложным узором, мотивы которого носили поэтическое название «мыски», «бубенцы», «балалайка», «городки»

Слайд 21В древности кружева оценивали на вес: один грамм кружева приравнивался одному

грамму золота. Сейчас мастера и художники продолжают создавать великолепные предметы искусства, пополняя, таким образом, золотой запас России.

Михайловское кружево

В древности кружева оценивали на вес: один грамм кружева приравнивался одному грамму золота. Сейчас мастера и художники

Слайд 22Народные художественные промыслы Рязанского края имеют глубокие истоки и вековые традиции.
Распространенными

ремеслами на Рязанщине были ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарное ремесло, уходящие корнями в XII-XV века.
В настоящее время стремление к сохранению и развитию культурно-исторических традиций Рязанской области вызвало всплеск интереса к традиционной народной культуре, привело к возрастанию роли народных праздников, обычаев и обрядов, активизации экспедиционной работы по изучению фольклора и народных художественных промыслов.
Культура и народный быт обладают преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно, именно поэтому так свято хранятся в народе веками складывавшееся народное искусство.
Народные художественные промыслы Рязанского края имеют глубокие истоки и вековые традиции.Распространенными ремеслами на Рязанщине были ткачество, вышивка,

Слайд 23 Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности.-2-е изд. доп. М.: Искусство, 1989.
Солодовников

Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины,1995;М РГПУ.
Труды Рязанского государственного историко- архитектурного музея- заповедника. Сборник статей.
Рязань православная./ Автор- составитель Догтев.
Борисоглебский собор Старой Рязани как древнейший центр рязанской книжной культуры // Вторые Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Рязань, 23-25 октября 2002 года. Рязань, 2003. С. 30-35.
http://www.ryazeparh.ru/kreml/arhdom.html
Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии: [В 4 т.] / И. Добролюбов, Рязань.- Ряз. гос. пед. ун-т, 1996
Материалы сайта http://lovech.ru/ru/ryazan
Материалы сайта culturemap.ru/region/94/?topic=12
Материалы сайта Путеводитель по России || Рязанская область || Рязань http://www.mccme.ru/putevod/62/Ryazan'/ryazan'.html
Материалы сайта www.kasimov.ru
Материалы сайта
http://www.buzlanov.ru/ (http://www.buzlanov.ru/ryazan/r_ind1.htm)
 Народные художественные промыслы России. - М., 2002. - 246 с4.
Беслеева Л. Г. Современное народное искусство. Л. 1985.
Народные художественные промыслы России. Сборник. 1994
Некрасова М. А. Современное народное искусство. Л. 1990.
 Попова О. С. Русское народное искусство. М. 1992
 Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. М. 1998
Уткин П. А. Народные художественные промыслы. М 1992. Народное искусство России. Художественный альбом. М. 1999



.







.

Используемая литература

 Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности.-2-е изд. доп. М.: Искусство, 1989.Солодовников Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть