Слайд 2Налоговая система
это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке
и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Слайд 3Принципы налогообложения
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов
налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения.
Слайд 4Принципы налогообложения
принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога
между гражданами соразмерно их доходам;
принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
принцип экономии, который подразумевает сокращение
издержек взимания налогов.
Слайд 5Критерии качества налоговой системы
сбалансированность государственного бюджета;
эффективность и рост производства;
стабильность цен;
эффективность социальной политики,
обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
полнота и своевременность уплаты налогов.
Слайд 6Критерии оценки налоговых систем
1. Равенство обязательств.
Вертикальное равенство
Горизонтальное равенство
2. Экономическая нейтральность
3. Организационная (или административная) простота
4. Гибкость налогов
5. Прозрачность
Слайд 8Федеральные налоги и сборы
налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и
обязательные к уплате на всей территории России. Федеральные налоги составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
К федеральным налогам и сборам, согласно ст. 13 Налогового кодекса относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль организаций;
налог на доходы физических лиц;
налог на добычу полезных ископаемых;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
водный налог;
государственная пошлина.
Слайд 9Региональные налоги
налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие законами
субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам, согласно ст. 14 Налогового кодекса, относятся:
налог на имущество организаций;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
Слайд 10Местные налоги
это налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в
действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги, согласно ст. 15 Налогового кодекса — это:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.
Слайд 11Специальные налоговые режимы
В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным
налоговым режимам относятся:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
патентная система налогообложения.
Слайд 12Налоговый федерализм
это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны,
т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.
Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.
Слайд 13Принципы налогового федерализма
Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти
и управления.
Степень мобильности облагаемой базы.
Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения.
Регулирование процессов на макроэкономическом уровне.
Слайд 14Подходы к решению
Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня
власти.
Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма.
Слайд 15налогообложение
Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в
том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
налоговая база (ст. 53 НК РФ);
налоговый период (ст. 55 НК РФ);
налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).
Слайд 16 Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым
кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:
пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
другие права.
Слайд 17 Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии
объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:
уплачивать законно установленные налоги;
вести бухгалтерский учет;
составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения и др.
Слайд 18 Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности
по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)
Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Слайд 19
Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно
к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).