Слайд 1Познавательные процессы. Мышление.
Слайд 2Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных
связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.
Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Слайд 9
Мышление относится к теоретико-практической деятельности человека, с помощью которого формируются знания
об окружающем мире, которые не могут быть сформированы на чувственной ступени познания.
Мышление как процесс заключается в открытии нового знания и преобразовании его человеком в действительность.
Слайд 10К основным операциям мышления относят:
анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их
сравнением),
синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей),
конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению),
абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует),
обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию.
Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ – синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.
Слайд 11Мышление, как высшая психическая функция имеет четыре взаимосвязанных между собой признака
мыслительный
акт человека является социальным понятием, что говорит об общественном характере трудовой деятельности, и для реализации мыслительного акта необходима речь;
мышление – это процесс, который опосредован материальными орудиями трудовой деятельности, затем речью (как устной, так и письменной);
понятие, логическое мышление является произвольным мышлением. Речь в данном случае выступает как средство, овладевая которой человек управляет сознательным образом своим мыслительным процессом и осуществляет совместную мыслительную деятельность;
мышление, являясь высшей психической функцией, имеет системное строение. Речь выступает в качестве инструмента, с помощью речи система организуется и существует в единстве как психическое образование.
Слайд 12
Отличие мышления от других видов психический процессов состоит в том, что
само мышление взаимосвязано с наличием определенной ситуации, а также проблемы, которую необходимо решить.
Мышление реализуется посредством логики.
Слайд 13Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий
(это просто отличение «того, что похоже», от «того, что не похоже»);
- решение проблем (это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий).
Слайд 14Существует две особенности мышления
1. Связь мышления с действием. Человек познает окружающую
его действительность, воздействуя на нее, изменяет ее.
2. Связь мышления с речью. Мышление человека является речевым. Становление речевого мышление осуществляется путем общения людей.
Слайд 15Содержание мышления многообразно.
Во-первых, оно проявляется через его операции: анализ, синтез, сравнение,
абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: понятие, суждение, умозаключение.
В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его вида.
В-четвертых, мышление проявляется через следующие способы: индукция, дедукция, метод мышления по аналогии, широта мышления, глубина мышления, самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота ума, торопливость ума, критичность.
Слайд 16Мышление классифицируют по следующим видам
- теоретическое понятийное мышление;
- теоретическое образное мышление;
-
наглядно-образное мышление;
- наглядно-действенное мышление.
Слайд 17Выделяют также и основные барьеры мышления:
- самоограничения, связанные с инертностью и
трафаретностью нашего мышления;
- преклонение перед «авторитетами»;
- запреты, основанные на ложной аналогии («это похоже на создание вечного двигателя»).
Существует ряд основных способов их преодоления:
- анализ всего поля гипотез;
- метод морфологического анализа;
- метод «фокальных объектов»;
- метод целенаправленного видоизменения условия задачи.
Слайд 18Теоретическое понятийное мышление – это такой процесс, при котором человек выполняет
действия в своем уме, не имея дело с практикой и не обращаясь к органам чувств.
Теоретическое образное мышление заключается в том, что решая в уме какую-либо проблему или задачу, человек обращается не к информации, а к образу. Они либо происходят из памяти, либо возникают в воображении человека.
Слайд 19Наглядно-образное мышление состоит в том, что человек привязан к окружающей действительности,
а образы, которые так нужны для мышления, существуют в памяти человека, как в кратковременной, так и в оперативной
Наглядно-действенное мышление представляет собой преобразованную деятельность, которая реализуется человеком с существующими предметами. Особенность данного вида мышления заключается в том, что этот процесс представляет собой практическую преобразовательную деятельность, которая осуществляется именно человеком с предметами окружающей действительности.
Слайд 20По характеру мышления Карл Юнг выделял два типа людей:
- интуитивный (характеризуется преобладанием эмоций
над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым);
- мыслительный (свойственна рациональность и преобладание левого полушария над правым, преобладание логики над чувствами).
В психологии проблема мышления тесно связана с проблемой речи. Человеческое мышление и речь протекают на основе общих элементов - слов. Речь возникла одновременно с мышлением в процессе общественно-исторического развития человека.
Слайд 22Для изучения особенностей и уровня развития мышления используются специально разработанные стандартные
тесты (задачи и упражнения).
Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.
Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям, совокупностью общих умственных способностей.
Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.