Слайд 1
Модель организации обучения детей с ОВЗ на дому по индивидуальному учебному
плану в МБОУ «Школа-интернат №8» г.Саяногорск
Слайд 2Целью индивидуального обучения детей на дому является обеспечение выполнения больными детьми,
детьми-инвалидами федерального государственного образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей.
Слайд 3Организация индивидуального обучения на дому больных детей, детей-инвалидов ставит задачу освоения
образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающимися, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразовательном учреждении.
Слайд 4Основание для организации индивидуального обучения на дому
письменное заявление родителей на
имя директора образовательного учреждения,
медицинская справка (заключение) лечебного учреждения.
Слайд 5На основании выше перечисленных документов пишется приказ по школе о зачислении
на домашнее обучение.
В настоящее время в Школе – 29 обучающихся на дому, из них 10 комбинированно – часть уроков в школе, часть дома.
Слайд 6Учебная нагрузка обучающихся определяется на ПМПк, с учетом мнения родителей (законных
представителей).
Слайд 7П М П к
Учитель - логопед
Педагог - психолог
Дефектолог
Руководитель ПМПк
Зам. дир. по
УВР
Учителя, обучающие ребенка
Медицинский работник
Родители (законные представители)
Рекомендации
Решение
Слайд 8На начальном этапе, члены ПМПк:
Знакомятся с документацией:
Протокол ПМПК, рекомендации:
Слайд 11Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 17 декабря 2015 г.
№ 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы”
Слайд 12Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:
Способность
к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;
Слайд 13Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем
восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
Слайд 14Способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по
овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
1 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
2 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
3 степень - способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
Слайд 18Обследование специалистами ПМПк.
Слайд 19На основании заключения ПМПк составляется индивидуальный учебный план.
Слайд 20Школой предусмотрена вариативность организации занятий с обучающимися:
в учреждении
на
дому
комбинированно (часть занятий проводится в учреждении, часть – дома)
Слайд 21К каждому учебному плану пишется пояснительная записка.
Нормативная база учебного плана
Общая
характеристика учебного плана
Слайд 22Особенностью организации образовательного процесса обучения на дому является обязательное включение в
образовательный процесс родителей обучающегося.
Учебный план направлен на решение основных задач индивидуального обучения:
-интегрирование усилий педагогов, специалистов Школы, родителей по вопросам обеспечения овладения обучающимся ФГОС;
-обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации образовательного процесса, в соответствии с возрастными, индивидуальными психофизическими особенностями и состоянием здоровья;
-обеспечение оптимальной организации целостного процесса обучения, основанного на преемственности содержания, форм, методов обучения, учитывающих зону актуального и ближайшего развития ребёнка и соответствующих его психофизическому состоянию;
-создание адаптированных учебных программ по предметам, в том числе индивидуальных программ обучения длительно болеющих детей, с учётом состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психической адаптированности.
Слайд 23Содержание всех предметов учебного плана имеет практическую направленность и приспособлено к
возможностям обучающегося.
В учебный план включены учебные предметы решающие, в основном, общеразвивающие, социокультурные и практические задачи с особенностями умственного и физического развития ребенка.
Слайд 24Коррекционно – развивающий предусматривает занятия по коррекции нарушенных функций, формированию и
развитию психических процессов, в зависимости от имеющихся нарушений. Они направлены на обеспечение усвоения программного материала по общеобразовательным предметам за счет расширения и уточнения их знаний и представлений об окружающем.
Учебные дисциплины – история и обществознание рассматриваются как интегративные, обеспечивающие доступное возможностям обучающегося целостное восприятие мира, реализацию принципов деятельностного подхода,
индивидуализацию обучения.
Слайд 25Коррекционные индивидуальные занятия по логопедии, развитию психомоторики и сенсорных процессов реализуются
через уроки по речевой практике, уроки математики.
Слайд 26В учебный план включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы,
наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности учащегося. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики.
Слайд 27Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей учащегося.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность в быту, их социальную адаптацию, развитие социально значимых качеств личности.
Слайд 28В целях усвоения программного материала и выполнения учебного плана в полном
объёме допускается как самостоятельное изучение программного материала по отдельным предметам, не включённым в индивидуальный учебный план обучения на дому, так и посещение уроков в ОУ с классом по желанию родителей (законных представителей), с учетом
состояния здоровья, способностей и интересов ребенка.
Слайд 29Индивидуальный учебный план (ИУП) отражает доступные учебные предметы, коррекционные занятия, и
устанавливает объем недельной нагрузки. ИУП включает набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и способностей развития учащегося с указанием объема учебной нагрузки. Распределение учебных часов в течение недели на предметы осуществляется с учётом индивидуальных особенностей развития и возможностей обучающегося.
Слайд 30ИУП для учащихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых
не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, включают занятия коррекционной направленности.
Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы на занятия коррекционно-развивающей направленности. У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределяется на предметные области.
При этом у учащихся формируются базовые навыки коммуникации, социально-
трудовой адаптации с целью подготовки ребенка, насколько это возможно, к
самостоятельной жизни в обществе.
Таким образом, количество часов индивидуального учебного плана и их
распределение по предметам осуществляется с учетом сложности структуры дефекта, характера течения заболевания, особенностей психофизического развития и эмоционально-волевой сферы учащихся, по согласованию с родителями (законными представителями).