Слайд 1Презентация на тему:
«Истоки благотворительности и милосердия на Русси»
Акимов Кирилл
МБОУ
«ОШ №27»
5 класс
Слайд 2В дохристианской древней Руси благотворительность, как таковая отсутствовала, а самой распространённой
формой "милосердия" был обычай добить раненого, в том числе и своего соплеменника, чтобы "не мучился".
Знаете, откуда идут корни выражения "салазки смазать", то есть умереть? Оттуда, из язычества. В те тёмные времена престарелых родителей, немощных родственников ритуально убивали: привязывали к салазкам (саням) и спускали в глубокий овраг, где несчастные находили свою смерть.
Слайд 3С Крещением Руси св. равноапостольным князем Владимиром, а потому и с
коренным изменением народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни "сирым и убогим".
Слайд 4Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего
княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню. Готовность к благотворительности становилась неотъемлемой частью русского национального самосознания.
Слайд 5В монастырях, постепенно появлявшихся на Русской земле, монахи оказывали бесплатную медицинскую
помощь, помощь странникам, создавались сиротские приюты, школы, лечебницы при монастырях и храмах. Такая форма благотворительности получила широчайшее распространение, вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Князья, их вдовы и состоятельные люди в те времена, часто принимали монашеский постриг, раздавая при этом своё имущество нищим.
Слайд 6Народ, живущий общиной, также был готов к оказанию помощи "ближнему своему".
Для крестьянина-смерда благотворительностью стала простая помощь такому же бедолаге, как он сам, зерном, посевным материалом, лесом, постройкой дома, когда, например, всей деревней за несколько дней ставили новую избу погорельцам. В Средней Азии и доныне существует такая форма помощи - хашар.
Слайд 7Князья выкупали за счёт своей казны пленных русичей у татар. Они
завещали: "Имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание", "Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу". Для власть имущих той поры благотворительность стала обязательной по велению сердца. Правитель, жадный и скупой на милостыню, сидящий на княжении, был абсолютно нереален.
Слайд 8Примером и духовным руководителем благотворительной деятельности стала Русская Православная церковь. Социальная
составляющая Церковного служения в России во все времена была особой, в отличие от Западной Церкви. Благотворительность состояла не только в призрении больных, престарелых, немощных, сирот, но и в заботе о душах несчастных, исцелении их духовных недугов.
Слайд 9В течение нескольких веков благотворительность воспринималась как выражение христианской любви к
ближнему и, в основном, была частной, личной инициативой каждого благотворителя, определяемой его христианским мировоззрением.
Примерно с начала-середины XVI века благотворительность перестала быть частным делом князей, а превратилась в заботу государства. Тем более, что непрекращающиеся войны и бедствия привели к большому числу нуждающихся.
Слайд 10Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о
благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения - богадельни, финансируемые за счёт государственной казны, так и за счёт пожертвований частных лиц. Милосердие, доброта и благотворительность стали основными духовными ценностями Российской Империи.
Слайд 11Окончательно система государственной и частной благотворительности сложилась в XIX веке. Были
изданы законы о благотворительной деятельности, а в сознании народа сложились неписаные правила благотворительности, в соответствии с духовно-моральными устоями Православия. Крайне дурным тоном в высшем российском обществе считалось неучастие в делах милосердия. Русские Императоры, чиновники высокого ранга жертвовали весьма крупные суммы на устройство благотворительных учреждений, богаделен, учебно-воспитательных заведений, больниц. Что касается традиционного русского купечества, представителей нарождающегося промышленного капитала, то купец, фабрикант, не творящий добро и милосердие становился изгоем среди своих. Так в древнем Суздале, деревне Дунилово купцами построены не только десятки красивейших храмов. Если ты не построил храм, детский приют, то с тобой никто не будет иметь дела. Купцы и промышленники строили также музеи, картинные галереи, театры, народные библиотеки, места общественного отдыха, обустраивали и благоустраивали свои города, заботясь и о духовном, культурном развитии соотечественников.
Слайд 12Активно создавались и действовали различные благотворительные общества: сестер милосердия, посещения бедных
и т.д.
Слайд 13В 1897 году Николай II издал указ об отказе "принимать подношения
к стопам августейшей фамилии". В указе говорилось, что ввиду значительности сумм, затрачиваемых на подарки, Император в дальнейшем отказывается от них и "единственный радостный для его сердца дар составляют пожертвования от достатка обществ и частных лиц на благотворение и другие общеполезные учреждения и притом преимущественно местные".
Слайд 14С начала 60-х годов XIX века наблюдалось бурное развитие меценатства и
благотворительности. Ежедневно возникали новые благотворительные общества и фонды, организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно - например, воскресные школы, создано было несколько десятков школ для слепых, обучаемых чтению по методу Брайля.
Слайд 15Быстро развивалась частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные
люди. Железные кружки для милостыни висели на стенах приютов, магазинов.
Слайд 16Впереди всех была благотворительная деятельность Церкви. Церковно-приходские попечительства к концу XIX
века имелись практически в каждом российском городе.
К концу XIX века благотворительность в России стала широчайшим общественным явлением. В стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.
Слайд 17В годы Советской власти благотворительность, как явление, было уничтожено. Функции благотворительности
целиком перешли к государству. Лишь в годы Великой Отечественной войны, русский народ, вдохновляемый Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) активно участвовал в сборе средств для нужд фронта. Было собрано 200 миллионов рублей. На собранные средства были построены танковая колонну имени св. блг. Князя Димитрия Донского и авиационная эскадрилья имени св. блг. Князя Александра Невского.
Слайд 18Благотворительность имеет долгую историю, в течении которой она претерпела определен-ные изменения.
Радует тот факт, что человечество не отказалось от этой деятельности, и сегодня каждый член нашего общества может внести свой вклад в общее благое дело.