Слайд 1
Тема: Межпредметные связи и сквозные тематические линии по математике в старших
классах.
Выполнила: Мукашова Гулзат Кубатбековна
Слайд 2Наука разговаривает на языке математики
Галилео Галилей
«Зачем изучается данная тема? В какой
сфере жизни, в какой области науки могут применятся полученные знания?»
Слайд 3Математика и физика.
Например, одно из центральных математических понятий в
школьном курсе – понятие функции. Функциональная зависимость важно для раскрытия динамики физических явлений, позволяет школьникам осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы, например, всевозможные случаи механического движения, изопроцессы в газах, фазовые превращения, колебательные и волновые процессы, спектральные кривые электромагнитных излучений и др. это связь не должна быть односторонней. Рассмотрение физических процессов на уроках математики для выявлении свойств, изменения поведения явлений, при изучении функции и ее свойства; количественная оценка скорости изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменение силы тока, при изучении производной – очень важны для реализации межпредметных связей.
Слайд 4Математика и биология.
Межпредметная связь математики и биологии в школьном курсе –
это с одной стороны применение математических методов для эффективной обработки биологической информации, с другой – описание математическими моделями живые системы и происходящие в них процессы. Например, применение статистических методов при изучении модификационной изменчивости признака, описание экспоненциальным законом рост различных видов микроорганизмови бактерий, дрожжей и ферментов, рост количество клеток гемоглобина в организме человека. Тем самым немаловажно, и на уроках математики, изучение статистических методов с помощью рассмотрения генетических законов. При изучении показательных функций, рассмотрение ее свойств экспоненциальным законом роста различных видов микроорганизмов и др. Для изучения золотого сечения, ряда Фибоначчи, хорошими примерами из окружающей среды служат: листорасположение – дробь, числитель которой- это число оборотов на стебле, а знаменатель- число листьев в корзинках сложноцветных, чешуй – в шишках голосеменных, колючек на стебле кактусов и др.
Слайд 5Математика и химия
Математика для изучения школьной химии –это, в
первую очередь, полезный инструмент решения химических задач: задачи на максимально возможное число атомов водорода в углеводороде, на расчет состава равновесной смеси и мн. др. связи с функциональной линией можно увидеть в выражении молекулярной массы углерода через линейное уравнение, исследование по производной скорости химических реакций и др. В свою очередь, химические понятия будут мощным аппаратом для изучения математических понятий. Например, строение молекул могут напоминать правильные пространственные формы (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додокаэдр); можно сделать расчет углов между химическими связями; для составления уравнений и изучения их, использовать задачу вычисления степени окисления химического элемента в сложном веществе.
Слайд 6Математика и география
При изучение школьного курса географии, использование математических алгоритмов
дают возможность определять географические объекты, вычислять количество жителей в пределах определенного ареала обитания и прогнозировать рост населения, определять масштаб , находить абсолютную высоту и др. Эту связь можно увидеть и в обратном направлении, т.е. изучение математики с помощью географических понятий. Циклоны и антициклоны , паводки вследствия выпадения осадков, задача о выборе строительной площадки для возведения здания и др. дают возможность выявлять математические закономерности , моделировать и изучать их.