Слайд 1
Междисциплинарные программы во
ФГОС ООО
Особенности оценки предметных и метапредметных результатов
Составила: учитель
математики
МОУ «СОШ №59 им,И.Ромазана» г. Магнитогорска
Казьмирчук И.Ю.
Слайд 2
Мы изменили свое окружение так радикально, что
теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.
Норберт Винер
Слайд 3В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ – ЧЕТЫРЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОГРАММЫ
Программа формирования универсальных учебных
действий
Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся
Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Слайд 4В ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
4 группы результатов:
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
Слайд 5В ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10 групп умений:
обращение с устройствами ИКТ
фиксация изображений и звуков
создание письменных, графических
музыкальных и звуковых сообщений
создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
коммуникация и социальное взаимодействие
поиск и организация хранения информации
анализ информации
математическая обработка данных в исследовании
моделирование
проектирование и управление
Слайд 6В ПРОГРАММЕ «СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ»
три группы читательских
умений:
поиск и понимание
преобразование и интерпретация
оценка
Слайд 7В ПРОГРАММЕ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
обозначено сходство и различие видов
деятельности и приведена структура деятельности:
постановка проблемы
формулировка гипотезы
планирование исследовательских работ и выбор инструмента
проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов
оформление результатов
представление результатов
Слайд 8
Предметные
Метапредметные
Результаты
Извлечь информацию из таблицы
Выполнить математические вычисления
Расставить слова в алфавитном порядке
Составить план выполнения задания
Описать сходство и различие деревьев и кустарников
По плану местности определить местонахождение объекта
Изобразить модель объекта
Систематизировать список предложенных объектов
Сопоставить графическое и текстовое представление информации
Сформулировать цель выполнения задания
Сопоставить страну и достопримечательности
Слайд 9ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ
Основными функциями системы оценки являются ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Слайд 10Основными направлениями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка
образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров .
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Слайд 11ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися
в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованиюна основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся
в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Одним из методов оценки личностных результатов учащихся, используемым
в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, способствующему формированию регулятивных учебных действий у обучающихся.
Слайд 14ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Слайд 15ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Важно отметить, что оценивается не
продукт деятельности, а сама деятельность обучающегося в ходе выполнения задания, проекта. Критериями оценивания в таком случае являются:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;
сформированность предметных знаний и способов действий;
сформированность регулятивных действий;
сформированность коммуникативных действий.
Слайд 16ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРОЦЕДУРУ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Слайд 17ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале (НЕ УЧЕНИК!!).
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. При этом реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Слайд 18ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе
внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний:
первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются
материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Слайд 20
Мы изменили свое окружение так радикально, что
теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.
Норберт Винер