Слайд 1Методика исполнения лирического стихотворения,
адресованного детям.
Анализ произведений С.А.Махотина.
Слайд 2Повторить понятие лирическое стихотворение; план анализа лирического стихотворения.
Развитие навыков и умений
проводить исполнительский анализ стихотворений,
адресованных детям.
Воспитание интереса к изучению произведений С.А.Махотина.
Цель и задачи :
Слайд 3Известны следующие особенности психологии восприятия художественной литературы младшими школьниками:
- схематизм восприятия;
-односторонний
характер осмысления многозначного слова (актуализации только одного значения);
-конкретность в представлении словообраза;
- восприятие отдельной детали, вместо целостной картины;
- неспособность представить события и характеры в динамике;
- непонимание мотивации поступков героев;
- неполнота переживаний вследствие эгоцентрического восприятия мира, не позволяющей встать на т.з других людей.
Слайд 6Современные школьные программы по литературному чтению отводят большое количество часов на
изучение лирики в начальной школе.
В учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой представлены произведения более 60 авторов. Чаще всего предлагаются для изучения стихотворения таких поэтов, как
Ю. Мориц, Г. Сапгир, А. Барто, Б. Заходер,
А.Пушкин и С.А.Махотин. Анализ учебников свидетельствует и о разнообразии тематики
лирических произведений,
с которыми знакомятся дети
на уроках чтения.
Слайд 7Как же нужно прочитать стихотворение,
чтобы передать, с одной стороны, наивный взгляд героя, а с другой – авторскую идею и авторское отношение к происходящему?
Во-первых, сразу же оговоримся: это не дидактическое стихотворение, поэтому в чтении не должно быть никакого осуждающего пафоса.
Слайд 8
Во-вторых, напомним, что стихотворение написано от первого лица – лица ребенка,
который не дает никаких оценок, он просто рассказывает о том, что случилось утром у них дома.
Теперь, выявив идею стихотворения, вскрыв его подтекст, определив позицию автора и его героя, перейдем к разметке и анализу текста.
Слайд 9
Методические задачи:
1. Повысить технику чтения.
2. Расширять кругозор детей, посредством углубления чтения
текстов одного автора, или круга авторов по определенной теме.
3. Развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза воображения посредством различных работ с текстом.
4. Развивать речь детей, через словесное рисование, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.
Слайд 10
Методические задачи:
5. Литературоведческая работа по ознакомлению с эпитетами, сравнениями, метафорой, рифмой,
звукописью, как языковыми изобразительно – выразительными средствами языка.
6. Знакомить детей с классиками русской литературы, их судьбами.
7. Учить приемам заучивания и понимания стихов, работать над выразительным чтением поэзии.
8. Учить детей оценивать свою работу, видеть свои ошибки и удачи.
Слайд 11«Картина стихотворения» – это картина переживания лирического героя.
Каждая из её деталей – это эмоционально-пластическое описание предметов, связанных с противоположными эмоциями лирического героя.
Иногда она представляет ушедший в подтекст портрет лирического героя,
имеющий определённую
эмоционально-эстетическую окраску.
Лирический сюжет можно определить как «историю» противоречивого
переживания героя.
Статья «Словесная музыка»
Слайд 12Каждый «эпизод» этой истории-это момент борьбы между «грустью» и «радостью»
в душе лирического героя. Он представляет собой его основную ритмико-смысловую единицу.
Наиболее важными – опорными – элементами лирического сюжета служат строки завязки, кульминации и развязки.
Завязка, т.е. начало борьбы между «грустью» и «радостью» в душе лирического героя, совпадает, естественно, с 1 строкой стихотворения.
В ней чаще всего преобладает «грусть», знаменующая собой отказ от тех идеалов, которые ещё недавно вдохновляли лирического героя.
Кульминация, т.е. момент наибольшего напряжения в борьбе противоположных эмоций. Затем наступает развязка.
Слайд 13Сергей Анатольевич Махотин
родился в 1953 г, в г. Сочи.
Его
стихи элегичны, традиционны, нередко «дождливы». Он одинаково хорош и в чистой лирике, и в сюжетных стихотворениях «Светлячок», «За мелом», «Настройщик».
Учился в Институте киноинженеров, а затем закончил поэтическое отделение Литературного института. Профессиональный литератор, пишущий в разных жанрах.
Творческую деятельность он начал в 70-е годы, работал в журналах «Костёр» и «Искорка».
Слайд 14С.А. Махотин – автор нескольких десятков книг, популярных тематических детских энциклопедий,
посвящённых русскому лесу, жизни моря и истории Москвы, сборников повестей и рассказов, детских детективов и фантастических произведений, исторических повестей и биографических очерков о музыкантах, художниках и выдающихся военачальниках и, конечно,
автор поэтических сборников.
Большую известность приобрел он
и как редактор популярных радиопередач для детей.
Слайд 15Поэзия Махотина – и ироничная, и меланхоличная,
и нравоучительная, и сюжетная, обращаться к ней
можно в любом настроении. (“Море в банке” , “Здравствуй, день!”)
В художественной прозе - особенный стиль, исполненный и лиризма, и иронии, и юмора, и философской меланхоличности.
(повесть в рассказах «Вирус ворчания») Диплом имени Андерсена в 2008 году.
Это книжка – маленькая сага для подростков о маленьких и больших проблемах – любви и честолюбии, наших достоинствах и недостатках, о дружбе и одиночестве, о детстве и старости, о сбывшихся и несбывшихся надеждах, о школе и доме, о мальчишках и девчонках, бабушках и собачонках,
о грустном и смешном в жизни…
Слайд 16«Дело о пяти минутах» - повесть – подарок читателям и творческий
поклон большому писателю-предшественнику, слишком рано ушедшему от нас…Юрию Ковалю (Вася Куролесов).
Очерк «Ушаков» рассказывает о великом русском флотоводце, адмирале, не проигравшем ни одного сражения.
Это книжка о человеке, которого уважал Суворов и Потёмкин, высоко ценили Екатерина Великая и Павел I.
О славных победах русского духа и русского оружия.
Книжка о замечательном
воспитателе.
Слайд 17С. А.Махотин называет сочинение стихов для детей “самым счастливым на свете
занятием”. В его произведениях дети и взрослые на равных решают свои проблемы. Здесь мир человека и мир природы подчинены общим законам справедливости. Мы оказываемся в поэтической стране, живущей по законам тонких чувств и точных знаний о том, как должен строиться звучный, весёлый стих.
Особая нота доброты и нежности, присутствующая в стихотворениях, делает этого поэта любимым и детьми, и людьми старшего поколения.