Слайд 1МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«Групповая работа
в начальной школе
как средство формирования универсальных учебных
действий»
учителя
начальных классов
МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза
Н.Ф. Горюнова
Гореловой
Анны
Александровны
Слайд 2«Единственная настоящая роскошь
– это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент-Экзюпери
Французский писатель и военный
летчик (1900 – 1944)
Слайд 3Способы разделения класса на группы:
1. По желанию
2. Случайным образом
3. По определенному
признаку
4. По выбору «лидера».
5. По выбору педагога.
Слайд 41. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на
формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
Слайд 52. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в
ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют.
Способы формирования «случайной» группы:
жребий;
объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);
с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
Слайд 63. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником:
можно
разделиться по первой букве имени (гласная – согласная);
в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы);
по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Слайд 74. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может:
либо назначаться учителем (в
соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик);
либо выбираться детьми.
Слайд 85. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому
важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Слайд 9В своей практике я активно применяю групповую форму работы.
Цели групповой работы:
вызвать
интерес учащихся к предметам;
развивать коммуникативные навыки;
повысить уровень знаний учащихся;
учить критическому мышлению.
Задачи групповой работы:
научить детей самооцениванию и взаимооцениванию;
расширять круг знаний учащихся;
воспитывать чувство ответственности за работу;
научить детей работать вместе, дружно;
подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать.
научить детей говорить, думать, мыслить, слушать и слышать.
воспитать ученика коммуникабельным, мобильным, грамотным в межличностных отношениях
Слайд 10Речевые клише:
на мой взгляд…
я с вами не согласен…
я убеждён в том,
что…
…был не прав…
я хочу дополнить…
я не согласен с тобой…
я хочу согласиться с тобой...
главное…
я думаю…
Слайд 11Памятка "Правила работы в группах»
говори спокойно и ясно;
говори только по делу;
говори
по очереди;
реагируй жестами и знаками;
умей слушать других, уважай мнение каждого;
если есть своё мнение, высказывай его, не стесняйся;
обращайся к другу по имени;
будь активен не ленись.
Слайд 12Примерное ролевое распределение в группе:
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь –
оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Слайд 13В своей практике при организации групповой работы на уроках
я использую
разные активные методы и приёмы обучения:
Приём «Сортировка».
Дидактическая игра «Продолжи цепочку».
Карточка-помощник.
Метод проектов.
Слайд 14В результате организации групповой работы на уроках
пришла к выводу, что
организация групповой работы:
создает комфортные условия для общения учащихся;
позволяет строить субъектные отношения между учащимися, а также между учащимися и педагогом, что активирует обратную связь;
повышает уровень самооценки, а значит, самореализации своего «Я»;
создаёт условия живого, непринуждённого общения;
делает урок более интересным, живым;
Слайд 16Удачи вам!
Желаю вам творческих успехов! Спасибо за внимание!