Слайд 1Методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ
НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 2Эпиграф
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Подготовка преподавателя к занятиям
- это нелегкий повседневный творческий труд, в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие.
Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников или учебных пособий и не держаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Постоянно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс его повседневной деятельности.
Слайд 329.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Основные понятия
Слайд 4От лат. laborare, что значит работать
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО
ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Лабораторные работы –
это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений,
т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Слайд 5Практические работы –
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
проводятся
после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий и закрепляющий характер.
Они могут проводиться не только в аудитории, но и за пределами учебного заведения (работа в лабораториях, измерения на местности).
Слайд 6Лабораторно-практическое занятие позволяет:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 7Лабораторно-практическое занятие позволяет:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 8Отличие ЛПЗ
от урока теоретического обучения
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО
ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Особенность проведения лабораторных (практических) работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся.
Слайд 9Отличие ЛПЗ
от урока теоретического обучения
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО
ПУ-37 г.Переславль-Залесский
И эту возможность необходимо использовать как можно полнее.
Учащийся должен не только самостоятельно выполнить работу и познакомиться с оборудованием,
но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.
Слайд 10Сущность лабораторно-практических работ как метода обучения.
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО
ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Лабораторно-практическая работа
- это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Слайд 11Проведение ЛПЗ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя
следующие методические приемы:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 12Вывод
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Изложенное показывает, что
лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике.
Слайд 1329.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Требования к современному лабораторно
- практическому занятию
Слайд 14Общие требования к современному практическому занятию:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО
ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 15Общие требования к современному практическому занятию:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО
ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 16Общие требования к современному практическому занятию:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО
ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 17Общие требования к современному практическому занятию:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО
ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 18Эти требования условно можно поделить на четыре группы
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ
НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 19Дидактические требования
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Обеспечивать познавательную активность,
рационально
сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемными, работу с учебником, решение познавательных задач.
Слайд 20Дидактические требования
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Реализовывать требования единства
обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой и обучения с жизнью.
Слайд 21Дидактические требования
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Необходимо осуществлять систематический
контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений учащихся и коррекцию их учебных усилий.
Слайд 22Дидактические требования
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Приучать учащихся к
самостоятельности и
самоконтролю в
процессе
самостоятельной
Познавательной
деятельности.
Слайд 23Воспитательные требования
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Воспитывать моральные качества,
формировать
эстетические вкусы,
обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями,
формировать активное отношение к ней.
Слайд 24Гигиенические требования
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Соблюдение температурного режима
в лаборатории, надлежащих норм освещения.
Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ.
Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.
Слайд 25Психологические требования
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Преподаватель контролирует точность,
тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования.
Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей его деятельности.
Особенно ценится учениками его требовательность в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.
Слайд 26Самое сложное при проведении ЛПЗ - это соблюсти следующие условия:
29.10.2009
Подготовил: Трунов
А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 2729.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Структура урока
Слайд 28Традиционно, лабораторно-практические занятия состоят из трех этапов:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ
НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Слайд 29Структура урока
производственного обучения
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Структура
лабораторно-практического занятия
Слайд 30Вводная часть (этап)
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Задания по
выполнению лабораторных работ являются инструкциями.
Они представляют собой план по достижению учебной цели, единой для всех учащихся, минимум действий, которые нужно осуществлять, чтобы достичь положительного результата
Слайд 31Задания
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Основные требования при проведении
ЛПЗ, которые необходимо учитывать при разработке инструкций:
понимание учащихся необходимости данной работы для своей специальности, связь с теоретическим материалом;
разумная сложность и конкретность работы, обеспечивающая учащимся возможность понять физические процессы и сделать из них выводы.
Слайд 32Иструктивно - технологическая карта
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Технологическая
карта лабораторно-практической работы содержит:
Тему из программы по предмету;
Цель лабораторной работы (то, чему научатся учащиеся, выполнив данную практическую работу);
Краткие теоретические положения и понятия;
Порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности учащихся, формы представления результатов (образец);
Выводы по работе;
Контрольные вопросы или задания.
Слайд 33Основная часть (этап)
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Примерное содержание
отчета по лабораторно-практической работе:
1. Цель работы;
2. Краткие теоретические сведения;
3. Описание экспериментальной установки и методики эксперимента;
4. Экспериментальные результаты;
5. Анализ результатов работы;
6. Выводы.
Слайд 34Текущий контроль
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Текущий контроль рекомендуется
выполнять во время целевых обходов.
Первый обход проводится после вводной части и расстановки учащихся по рабочим местам и носит организационный характер.
Слайд 35Текущий контроль
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
При втором обходе
выясняется правильность организации рабочих мест;
способы работы (не допускаются ли ошибки);
правильность приемов;
правильность использования инструментов;
соблюдение правил техники безопасности и т.д.
Слайд 36Текущий контроль
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Последующие обходы носят
коррекционный характер
Слайд 37Критерий выставления оценок:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Отношение к
работе
Наблюдение руководителя, просмотр материалов.
Все работы выполнены в указанный срок. Не требуется дополнительное время на завершение работ.
В отведенное для работы время не уложился.
Слайд 38Критерий выставления оценок:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Умение использовать
полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач.
Наблюдение преподавателя. Просмотр материалов.
Без дополнительных пояснений (указаний) использует навыки и умения, полученные при изучении теоретических дисциплин
Не способен использовать теоретические знания при выполнении задач
Слайд 39Критерий выставления оценок:
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Умение отвечать
на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой
Собеседование.
Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме. Чётко видит цель.
Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях.
Слайд 40Заключительный этап
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский
Очень важным, заключительным
этапом выполнения лабораторно-практической работы является вывод.
В нем учащийся анализирует, процесс достижения поставленных целей, объясняет результаты своей работы, доказывает их правильность, используя справочные материалы.
Слайд 41Спасибо за внимание!
29.10.2009
Подготовил: Трунов А.И. ГОУ НПО ЯО ПУ-37 г.Переславль-Залесский